Содержание
Мнение аналитиков Alpari
Анна Бодрова, аналитик крупнейшей брокерской компании России «Альпари», в своем прогнозе отмечает, что взрывной скачок цен ожидался давно, и сюрпризом его не назовешь. По словам Бодровой, правительство слишком долго сжимало «бензиновую пружину», оказывая давление на нефтяников, поэтому неудивительно, что они все-таки отреагировали на объективную рыночную ситуацию.
Эксперт обращает внимание, что ежегодно розничные цены на топливо в России дорожают на 10-20%. С начала года, благодаря политике государства, удалось искусственно сдержать подорожание бензина и дизеля на отметке 1,8-2%. Однако, теперь с началом сезонно-полевых работ спрос на топливо сильно возрос, а нефтяники не спешат его удовлетворять из-за несоответствия между розничной стоимостью и оптовой ценой на экспорт. И компенсации от правительства не могут решить эту проблему.
По словам Бодровой, даже с учетом произошедшего подорожания, топливо стоит все еще очень дешево, поэтому россиянам нужно готовиться к дальнейшему росту цен. В июне аналитик «Альпари» ждет плавного подъема стоимости в среднем на 5% с продолжением тенденции до конца лета.
Прогноз Международного финансового центра
Гайдар Гасанов, финансовый эксперт в Международном финансовом центре, уверен, что бы ни обещало правительство – цены на бензин в июне 2019 продолжат рост. Объясняется это тем, что стоимость топлива в РФ стремится к среднеевропейским ценам, составляющим в рублевом эквиваленте 60 руб. за 1 л.
Поскольку «черное золото» стремительно дорожает на мировом рынке, российским экспортерам выгоднее наращивать объемы продаж за рубеж, чем продавать по низким «замороженным» тарифам на внутреннем рынке. Отсюда возникает дефицит дизеля и бензина в стране, что неизбежно ведет к росту их стоимости.
Многие эксперты сходятся во мнении, что цена на бензин АИ-92 перешагнёт отметку в 50 рублей за литр. Это связано с неконтролируемыми процессами в экономике. Минфин и правительство пока что не могут сдержать цены — понижение акцизов не играет на долгосрочные процессы. При этом с января 2019 году повысили акцизы, которые приведут к подорожанию горючего на 2 рубля.
Антон Покатович, глава аналитики «БКС» прогнозирует увеличение стоимости бензина на 7-8 %. По его словам, за первый месяц 2019 года цена на бензин увеличилась на 2 %, при этом инфляция составила 1,7 %.
Аналитики «Роснефти» считают, что цены будут неуклонно расти — многие АЗС уже сейчас работают без прибыли. Стоимость АИ-92 увеличится до 46,2 рублей, дизельное топливо до 49,7 рублей.
Дмитрий Козак, заместитель председателя правительства РФ, прогнозирует небольшое увеличение стоимости бензина — на уровне инфляции. При этом он обещает, что государство разработает гибкий налоговый механизм для снижения нагрузки на топливные компании.
Глава Счётной палаты Алексей Кудрин уверен, что в 2019 году нас ждёт резкий рост цен на бензин. По мнению финансиста, цены можно снизить, но не за счёт государственного регулирования, а через рыночные предложения. При этом повышение акцизов не способствуют понижению цен.
Динамика изменения цен на топливо
Несмотря на то, что Россия является одним из основных поставщиков топлива в мире, внутренняя стоимость бензина остаётся на высоком уровне. Это связано с акцизной политикой государства и необходимостью постоянного пополнения бюджета за счёт топливных сборов. До 2014 года доходы от продажи нефтепродуктов составляли 50 % от поступлений в бюджет.
На графике видно, что стоимость бензина резко поползла вверх в 2018 году.
Несмотря на протесты населения (в мае в некоторых субъектах РФ водители устроили акции протеста и пикеты), петиции и прямые вопросы правительству стоимость бензина не упала. В некоторых регионах она существенно различается. Например, в Санкт-Петербурге стоимость 1 литра дизельного топлива составляет 47,30 рублей. В Великом Новгороде на заправке той же компании она стоит 45,80 рублей.
В результате резкого роста стоимости на бензин произошел ожидаемый рост цен на 7 % на продовольственные товары. Главными причинами резкого роста правительство назвало высокий спрос нефтепродуктов на экспорт и неустойчивость национальной валюты.
По мнению многих экспертов государство пока не научилось регулировать цены на бензин.
Методы снижения стоимости на топливо | Описание метода |
Налоговая политика | Не повышать акцизы на топливо. |
Альтернативные виды топлива | Создание и развитие газовой и электрической системы автомобилестроения в долгосрочной перспективе. |
Переориентация топливных компаний на прибыль с дополнительных товаров | Один из методов увеличения прибыли АЗС — это продажа сопутствующих товаров, в том числе алкогольной продукции. Эта мера также требует принятия новых законодательных актов и государственного регулирования. |
Глобальное понижение, связанное с экономическим ростом в России | Глобально уменьшение стоимости бензина зависит от роста экономики России и увеличения товарооборота с другими странами Америки, Европы и Азии. Чем больше экономика будет получать от других статей доходов, тем меньше будет брать из топливной отрасли. Это длительный процесс и может занять годы и десятилетия. |
Увеличение клиентоориентированности | Практически все топливные компании предлагают клубные карты, которые возвращают топливный CASHBACK или предлагают скидку на некоторые виды топлива. Также компании постоянно разыгрывают призы и денежные вознаграждения от партнёров для привлечения клиентов и сохранения цен. |
Замкнутый круг российской экономики не позволяет снижать акцизы и налоги — за счёт них идёт пополнение в государственный бюджет. С другой стороны, некоторые эксперты призывают видеть положительное даже в негативном исходе: в России могут развиваться альтернативные формы топлива — газ или электричество. В то же время акцизы уходят в бюджет, из которого финансируются социальные институты, пенсии, дороги.
https://www.youtube.com/watch?v=XMpyhoYSqgA
Цены на бензин в 2019 году могут вырасти за счёт нестабильности российской экономики, низкого уровня рубля и высоких акцизов на нефть. Государство предпринимает меры по регулированию цен на топливо, но это не работает из-за ориентированности топливных компаний на внешний рынок. Проблемы с ценами на топливо подстёгивают разработки новых видов топлива, гибкие предложения от нефтяников, а также развитие экономики под экспорт других товаров, помимо топлива.