Содержание
Последние изменения
Многие области РФ устанавливают свой собственный порог минимальной заработной платы или МЗП. Частью 1 ст. 133 ТК предусмотрено, что конкретный субъект вправе регулировать МЗП, отталкиваясь от социально-экономической ситуации в регионе, уровня ПМ в области и федерального минимума. 1 января 2019 года повысили МРОТ в 85 субъектах страны.
Минимальная заработная плата на местах определяется соглашением трех сторон. Ст. 133 ч. 6 ТК определяет перечень участников этого соглашения:
- Правительство субъекта (республики, области, края, области);
- Объединение профсоюзов;
- Объединение работодателей, имеется в виду Союз предпринимателей или Сообщество промышленников.
После подписания соглашения работодатели, осуществляющие свою деятельность в конкретном субъекте РФ, получают предложение присоединиться к этому сообществу. Уведомление круга участников проводят путем опубликования текста в средствах массовой информации.
В случае своего несогласия производить выплаты сотрудникам в соответствии с местными показателями МЗП, работодатель должен подать соответствующее прошение об отказе присоединения к соглашению. В документе должны быть прописаны причины отказа. Соответствующее уведомление подается в уполномоченные органы власти региона не позднее, чем месячный период (30 календарных дней) со дня выхода публикации.
Согласно ст. ТК под № 133.1 работодатель, не предоставивший мотивированный отказ в указанный срок, автоматически присоединяется к сообществу. Он обязан в будущем выполнять свои обязательства перед сотрудниками на основании уровня регионального МЗП. Соглашение вступает в силу с момента его опубликования.
Региональные показатели обязательно должны учитываться государственными учреждениями, которые получают финансирование из бюджета. Автономные, частные и федеральные казенные предприятия присоединяются к соглашению по желанию.
В случае, когда МЗП в регионе выше федерального показателя МРОТ, то производится увеличение ЗП сотрудников в сторону увеличения до показателей регионального уровня. Но это условие действует лишь при условии, что работодатель, осуществляющий выплаты сотрудникам, присоединился к соглашению, регулирующему минимальный порог ЗП в регионе.
В районах, находящихся в зоне Крайнего Севера и других регионах со сложными условиями труда выплата ЗП проводится с применением районного коэффициента или процентной надбавки. Имеется в виду что, сумма федерального МРОТ должна быть дополнена «северными надбавками». Коэффициент надбавки учитывается при определении размера МРОТ и МЗП.
За выплату ЗП сумма, которой ниже, чем федеральный МРОТ или региональный МЗП может наступить дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Наказание назначают в виде выговора, штрафа, денежной компенсации, запрета осуществления коммерческой деятельности, дисквалификации или лишения свободы.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Во многих субъектах РФ есть еще и региональный МРОТ.
Законодатели субъекта Российской Федерации вправе установить свой размер минимальной заработной платы (назовем его для отличия — МЗП).
Согласно правилам части 3 статьи 133.1 ТК размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ.
На данный момент из 83 субъектов РФ минимальную заработную плату ввели 38 регионов.
Минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон (ч. 6 ст. 133.1 ТК РФ):
-
правительства субъекта (города, края, области, республики);
-
объединения (федерации) профсоюзов;
-
объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).
После того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории конкретного субъекта РФ, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ.
Если работодатель, осуществляющий деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять (статья 133.1 ТК). Соглашение действует со дня его официального опубликования.
Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.
Согласно статье 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Это означает, что на МРОТ необходимо начислять «северные» надбавки. Данный вывод подтверждает и Верховный суд РФ (определения от 24.06.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П установлено, что в состав МРОТ не включены районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Код региона | Регион Российской Федерации | Размер МРОТ с 01.07.2017 (руб.) | Размер МРОТ с 01.01.2018 (руб.) | Размер МРОТ с 01.05.2018 (руб.) | Размер МРОТ с 01.01.2019 (руб.) | Размер МРОТ с 01.01.2020 (руб.) | Основание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Республика Адыгея | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
2 | Республика Алтай | 7 80019 7292 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Алтай от 28.06.2017 |
3 | Республика Башкортостан | 7 80018 9002 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение от 20.04.2016 «О минимальной заработной плате в РБ» |
4 | Республика Бурятия | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
5 | Республика Дагестан | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
6 | Республика Ингушетия | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
7 | Кабардино-Балкарская Республика | 9 489 | Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.05.2017 N 1 | ||||
8 | Республика Калмыкия | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
9 | Карачаево-Черкесская Республика | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
10 | Республика Карелия | Распоряжение Правительства РК от 15.09.2017 № 514р-П | |||||
11 | Республика Коми | 8 100 9 300 | 10 000 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в РК от 28.12.2016 N 149 |
12 | Республика Марий Эл | 9 251 | 10 047 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Дополнительное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл на 2017 год от 11.11.2016 |
13 | Республика Мордовия | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
14 | Республика Саха (Якутия) | 17 388 | 17 388 | 11 163 северный коэфф | 11 280 северная надбавка | 12 130 | Республиканское (региональное) соглашение о минимальной заработной плате в РС (Я) от 27.07.2017 |
15 | Республика Северная Осетия – Алания | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
16 | Республика Татарстан | 7 80018 8482 | 9 489110 1262 | 11 163110 1262 | Соглашение о минимальной заработной плате в РТ от 18.01.2018 | ||
17 | Республика Тыва | 7 80018 2002 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва от 01.07.2017 |
18 | Удмуртская Республика | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 30.11.2015 |
19 | Республика Хакасия | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
20 | Чеченская Республика | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в ЧР» от 20.12.2013 | |
21 | Чувашская Республика | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | |
22 | Алтайский край | 7 80019 4002 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2016 — 2018 годы от 20.04.2016 |
23 | Забайкальский край | 7 80018 6472 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Забайкальском крае |
24 | Краснодарский край | 7 8001в размере краевого | 9 4891в размере краевого | 11 1631в размере краевого | 11 2801в размере краевого | 12 1301в размере краевого | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае (принято решением от 28.02.2012 N 1-4) (ред. от 24.12.2014) |
25 | Красноярский край | 10 592 | 11 163 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 | |||
для районов Крайнего севера Красноярского края: | |||||||
г. Норильск Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район | 16 130 | ||||||
Северо-Енисейский район | 15 515 | ||||||
Эвенкийский муниципальный район | 19 704 | ||||||
Туруханкий район | 20 991 | ||||||
г. Енисейск | 15 918 | ||||||
26 | Пермский край | На уровне величины | На уровне величины | На уровне величины | Соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы от 11.11.2016 № СЭД-01-37-89 | ||
27 | Приморский край | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
28 | Ставропольский край | Распоряжение Правительства Ставропольского края от 17.02.2016 № 41-рп «Об утверждении Соглашения …» на 2016 — 2018 годы | |||||
29 | Хабаровский край | 15 510 | 15 510 | Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае от 24.03.2016 | |||
30 | Амурская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
31 | Архангельская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
32 | Астраханская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | |
33 | Белгородская область | 8 0461не ниже | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Постановление Правительства Белгородской области от 26.12.2016 № 460-пп «О трехстороннем соглашении … на 2017 — 2019 годы» |
34 | Брянская область | 7 80018 5002 | 9 550110 6152 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате на территории Брянской области на 2018 год |
35 | Владимирская область | 7 80018 5002 | 9 48918 8402 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате во Владимирской области от 08.08.2017 |
36 | Волгоградская область | 7 8001в размере 1,2 областного | 9 4891в размере 1,2 областного | 11 1631в размере 1,2 областного | 11 2801в размере 1,2 областного | 12 1301в размере 1,2 областного | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 05.07.2016 N С-272/15 |
37 | Вологодская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
38 | Воронежская область | 7 8001не ниже | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Трехстороннее соглашение на 2017 — 2019 годы от 01.02.2017 |
39 | Ивановская область | 7 8001не ниже областного | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на 2015 — 2017 годы от 26.12.2014 № 109-с |
40 | Иркутская область | с 01.07.2017: | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26.01.2017 |
41 | Калининградская область | 10 500 | 11 000 | 11 500 | 12 000 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате от 18.05.2018 |
42 | Калужская область | в размере областного | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013 |
43 | Камчатский край | 16 91018 210 19 510 | 18 36019 770 21 180 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2018 год» от 29.09.2017 |
44 | Кемеровская область | 7 800113 8902 | 9 48911,5 областного | 11 16311,5 областного | 11 28011,5 областного | Кузбасское региональное соглашение на 2016 — 2018 годы | |
45 | Кировская область | 7 800 | 10 159 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение о МЗП от 16.11.2017 |
46 | Костромская область | 7 8001не ниже областного | не ниже областного | не ниже областного | не ниже областного | не ниже областного | Соглашение о социальном партнерстве в сфере трудана 2017-2018 годы (заключено 07.04.2017) |
47 | Курганская область | 7 80018 7702 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение от 30.11.2016 N 54/16 «О размере минимальной заработной платы в Курганской области» |
48 | Курская область | с 01.01.2017:7 8001 9 8002 | 9 48919 8042 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение о минимальной заработной плате на территории Курской области на 2017 год» |
49 | 10 850 | 11 400 | 11 400 | 12 000 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2019 год от 05.12.2018 № 06/С-18 | ||
50 | Липецкая область | не ниже 1,2 областного | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2015 — 2017 годы от 23.12.2014 (ред. от 26.01.2016) |
51 | Магаданская область | 19 50021 060 | 11 163 северный коэфф. | 11 280 северная надбавка | 12 130 северная надбавка | Соглашение об установлении минимальной заработной платы в Магаданской области от 23.05.2017 | |
52 | 13 750 (с 01.12.2016) | 13 750 | 14 200 (с 01.04.2018) | Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 01.03.2018 N 41 | |||
53 | Мурманская область | 14 281 (с 01.11.2016) | 15 185 | 11 163 | Приложение N 4 от 27.10.2017 к Соглашению о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2015 — 2017 годы от 28.11.2014 | ||
54 | 9 489110 0002 | 11 163110 0002 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на на 2018 год от 09.01.2018 N 1-П/2/А-9 | ||||
55 | Новгородская область | Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 26.12.2014 (ред. от 13.07.2017) | |||||
56 | Новосибирская область | 9 030110 0002 7 800 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Новосибирской области от 29.11.2016 № 10 | |
57 | Омская область | 7 80018 9702 | 11 463 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области от26.12.2017 N 111-РС | |
58 | Оренбургская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
59 | Орловская область | 10 000 | 10 500 | Региональное соглашение о МЗП на 2018 год | |||
60 | Пензенская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
61 | Псковская область | 7 800111 4502 | 9 489111 4502 | 11 163111 4502 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Псковской области от 29.12.2017 | ||
62 | Ростовская область | 7 800 | 9 489 | Закон о МРОТ | |||
63 | Рязанская область | 7 80019 5002 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2017 год от 21.12.2016 N 144-1 |
64 | Самарская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
65 | Саратовская область | 7 80017 9002 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение о минимальной заработной плате в Саратовской области от 27.05.2016 |
66 | Сахалинская область | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение от 22.12.2016 «О минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2017 год» | ||
67 | Свердловская область | 9 217 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение о минимальной заработной плате в Свердловской области | |
68 | Смоленская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Смоленской области отсутствует |
69 | Тамбовская область | 7 80018 5002 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Решение от 19.07.2016 N 1 «О проекте Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Тамбовской области |
70 | Тверская область | 7 80017 8002 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | |
71 | Томская область | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2017 год от 09.01.2017 | ||
72 | Тульская область | 11 000113 0002 | 9 489113 0002 | 11 440113 5202 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области от 22.12.2017 | ||
73 | Тюменская область | 8 50019 9502 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области» от 30.04.2014 (ред. от 28.04.2017) |
74 | Ульяновская область | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение о МЗП от 10.06.2015 N 75-ДП |
75 | Челябинская область | 7 85019 7002 | 10 500 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Челябинской области на 2018 г |
76 | Ярославская область | 7 80019 640 10 0022 | 9 489110 4692 | 11 163110 4692 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области от 29.12.2017 | ||
77 | 17 642 | 18 742 (с 01.10.2017) | 18 781 (с 01.11.2018) | 18 781 | |||
78 | 16 000 | 17 000 | 17 000 | 18 000 | |||
79 | Еврейская авт.область | МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки | 12 000 | Соглашение о минимальной заработной плате в Еврейской автономной области на 2018 г | |||
82 | Республика Крым | 7 80018 1002 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Соглашение о минимальной заработной плате мот 24.08.2015 (ред. 27.06.2017) |
83 | Ненецкий авт.округ | 14260 | 18 567 | 11 163 | Соглашение о минимальной заработной плате в Ненецком автономном округе | ||
86 | Ханты-Мансийский авт.округ – Югра | МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки | МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки | МРОТ с применением районного коэффициента и процентной надбавки | Трехстороннее соглашение о минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре от 31.03.2016 | ||
87 | Чукотский авт.округ | 7 800 | 9 489 | 11 163 | 11 280 | 12 130 | Закон о МРОТ |
89 | Ямало-Ненецкий авт.округ | 16 299 | 16 299 | 16 299 | Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 07.10.2016 | ||
92 | г. Севастополь | 7 80018 0002 | 9 489 | 11 163111 2002 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе от 04.04.2018 N 1-18 |
Вид ответственности | Вид | Кому | Размер наказания | Основание |
Дисциплинарная | Замечание выговор, увольнение | Должностное лицо* | Статья 192 ТК РФ | |
Материальная | Денежная компенсация | Работодатель | Не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России от сумм, которые не были выплачены в срок, за каждый день задержки | Статья 236 ТК РФ |
Гражданско-правовая | Денежная компенсация | Работодатель | Размер определяется судом в зависимости от причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины работодателя | Статья 237 ТК РФ, ст. 1101 ГК РФ |
Административная | Штраф | Должностное лицо* | От 1000 до 5000 руб. | Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ |
Организация-работодатель | От 30 000 до 50 000 руб. | |||
Приостановление деятельности | Организация-работодатель | |||
Дисквалификация | Должностное лицо* | За повторное аналогичное нарушение – от одного до трех лет | Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ | |
Административная | Штраф или предупреждение | Работодатель, лицо, его представляющее | От 3000 до 5000 руб. | Статья 5.31 КоАП РФ |
Уголовная** | Штраф | Руководитель организации | Если зарплата не выплачена частично*** свыше трех месяцев – до 120 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до одного года | Статья 145.1 УК РФ |
То же преступное действие, если оно повлекло за собой тяжкие последствия (например смерть работника) – от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от одного года до трех лет | ||||
Лишение права работать на определенных должностях или заниматься определенной деятельностью | Если зарплата не выплачена частично*** свыше трех месяцев – до одного года | Статья 145.1 УК РФ | ||
Принудительные работы | Если зарплата не выплачена частично*** свыше трех месяцев – до двух лет | |||
Лишение свободы | Если зарплата не выплачена частично*** – до одного года | |||
То же преступное действие, если оно повлекло за собой тяжкие последствия (например смерть работника) – от двух до пяти лет. Может назначаться с лишением права работать на определенных должностях или заниматься определенной деятельностью до пяти лет | ||||
* Руководитель организации либо работник, который обязан устанавливать и назначать зарплату по закону или приказу работодателя. ** У виновного должен быть мотив – корысть либо иная личная заинтересованность в совершенном. *** Менее половины суммы. |
Что собой представляет МРОТ?
Итак, МРОТ – это установленный и утвержденный на законодательном уровне финансовый порог, регулирующий уровень ЗП (заработная плата). Каждый работодатель обязан, независимо от личных убеждений, выплачивать сотрудникам сумму, не ниже этого порога. ЗП ниже минимума классифицируется, как грубое нарушение законодательства. За него может наступить уголовная или административная ответственность.
Правила, изложенные в тексте ст. 133 ТК, предусматривают следующие положения для МРОТ:
- принимается правительством одновременно для всех регионов РФ;
- формируется средствами работодателя;
- в бюджетных структурах обеспечивается средствами из соответствующего бюджета;
- не допускается размер ниже уровня ПМ (прожиточный минимум) для категории трудоспособного населения;
- при подсчете суммы ЗП с целью сопоставления с ПМ принимается во внимание, как чистая ставка, так и компенсационные и премиальные выплаты.
Фактический размер МРОТ
Какой минимальный показатель оплаты за труд будет установлен на конкретный период времени по территории всей страны, зависит от решения правительства. Местные власти в регионах имеют право увеличивать предложенную правительством сумму. Работодатели в конкретном субъекте РФ, при начислении ЗП своим сотрудникам, должны ориентироваться на порог минимальной заработной платы (МЗП) в своих регионах.
Закон «О минимальном размере оплате труда» регулирует уровень минимальной оплаты.
Сумма выплат зависит от уровня инфляции. Вместе с ростом инфляционного показателя возрастает и минимальный порог оплаты труда. В идеале он должен соответствовать ПМ в регионе, имеется в виду прожиточный минимум, действующий в области для трудоспособного населения.
Изначально требуется получить в бухгалтерии справку о размере заработной платы и написать письменный запрос на имя руководителя предприятия, с просьбой пояснить причины, по которым зарплата не достигает установленного минимума. Также составляется требование о предоставлении компенсационной выплаты, после чего работодатель будет обязан откорректировать должностные оклады.
Если ни компенсации, ни обоснованного ответа не последует, составляется жалоба на работодателя. Обратиться в этом случае можно в профсоюзную организацию, инспекцию по труду, прокуратуру или судебные инстанции. Наказание за дискриминацию работников весьма серьезное, кроме того работодателю придется пройти массу проверок. Все это хлопотно и накладно, поэтому в большинстве случаев удается решить проблему мирным путем.
Региональные власти, в свою очередь, могут корректировать данный показатель, но только в сторону повышения. Например, в Москве этот минимальный порог на сегодняшний день составляет не 7500 как во многих регионах, а 17561 рубль. Региональный показатель утверждается:
- местными властями
- профсоюзными организациями либо иными представительствами работников
- союзом работодателей: промышленников, предпринимателей и т.д.
В течение 30-ти дней после опубликования регионального решения по поводу МЗП, частные компании могут выразить свое несогласие его придерживаться. Данный отказ должен быть правильно оформленным и обоснованным, и как показывает практика, к нему прибегают крайне редко.
Правительство РФ планирует приравнять МРОТ к прожиточному минимуму к 2020 году, установив тем самым баланс между расходами и доходами населения. Получается, что россиянам осталось совсем недолго ждать «идеальных» зарплат и пособий.
Правомерно ли, если оклад меньше МРОТ в 2019 году
- Если премии и компенсации способны его увеличить до необходимого уровня, т.е. итоговый заработок будет приравнен к МЗП, либо превысит этот порог.
- Когда работник в силу обстоятельств не выполняет месячную норму труда, к примеру, пребывая на больничном или в неоплачиваемом отпуске. В этом случае заработная плата начисляется, исходя из отработанных часов, и может быть меньше установленного предела.
- В том случае, когда сотрудник у данного работодателя занят частично, по сокращенному графику. К таким работникам часто относятся совместители, пенсионеры, несовершеннолетние. У лиц работающих на неполную ставку оклад может не достигать минимума.
- Если региональный МРОТ превышает федеральный, у сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, может быть оклад, ниже порога, установленного в регионе. Эти предприятия не обязаны использовать в расчетах региональный МРОТ.
Во всех остальных случаях оклад, не дотягивающий до минимума, является нарушением прав и интересов работника. За подобные действия работодателю может грозить серьезный штраф: должностному лицу от 1000 до 5000 рублей, юридическому лицу от 30 до 50 тысяч. При повторных нарушениях штрафы увеличиваются.
Главная цель установления определенной величины дохода для сотрудника — обеспечение прав работников на получение минимально гарантированной оплаты своих профессиональных усилий со стороны работодателей. Такой своеобразный контроль со стороны государства помогает избежать произвола на рынке труда.
По общему правилу заработная плата должна быть равна или выше МРОТ. Она может состоять из:
- оклада;
- премии;
- доплат за особые условия труда (вредная, опасная, в ночное время, сверхурочная), стаж работы и прочее.
Поэтому вполне возможно, что оклад бюджетного работника может быть ниже определенного значения оплаты. Однако в результате получения дополнительных выплат общая сумма трудового дохода становится равна или выше определенного значения, что позволяет работодателю избежать нарушения закона в сфере оплаты труда.
При этом районные коэффициенты и иные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также за другие климатические условия при сопоставлении с заработной платой работника с МРОТ не учитываются, также не учитываются повышенная оплата сверхурочной работы, работа в ночное время, в выходные и праздничные дни (за исключением, если работа в ночное время и выходные и праздничные дни, не является работой не превышает установленную норму часов).
Может ли ЗП быть ниже МРОТ?
-
Ставка рефинансирования ЦБ РФ
-
Ключевая ставка ЦБ РФ
-
Прожиточный минимум
-
Социальная норма на электричество
-
О перепрограммировании многотарифных счетчиков электроэнергии в связи с переходом на зимнее время
-
Юридическая консультация по трудовому праву
-
Образец трудового договора
-
Детские пособия
-
Социальное обеспечение
-
Что такое СНИЛС и зачем он нужен
-
Полис ОМС
-
УЭК – универсальная электронная карта
-
Как получить статус беженца в России
О том может ли случится так, что минимальный размер оплаты за труд будет выше заработной платы, нужно учесть один момент. Первоочередное задание — выяснить о какой ЗП идет речь. Известно, что размер начисляемой и фактической оплаты значительно отличается.
Заработная плата сотрудника может формироваться сразу из нескольких источников (оклад, премии, доплаты). Фактически работодатель вправе предусмотреть штатным расписанием (локальным нормативным актом) оклад ниже минимального порога. Но доплаченные средства, в виде компенсационных и стимулирующих доплат, должны перекрывать разницу между региональным и локальным показателем.
Если, за выполнение трудовых обязанностей не предусмотрено доплат и сотрудник не является претендентом на выплаты компенсационного характера, то работодатель должен урегулировать сумму оклада, повысив его до регионального или федерального уровня.
Ст. 129 ТК предусмотрено, что оплата труда сотрудника может формироваться из таких частей:
- Оклад. Под должностным окладом понимается зафиксированный показатель оплаты работнику за выполнение его должностных обязанностей заявленной сложности. Начисления производят за отчетный период времени, чаще за календарный месяц. В клад не включаются выплаты компенсационного, социального и стимулирующего характера;
- Доплаты в виде компенсаций. Это могут быть надбавки и доплаты за выполнение трудовых обязанностей в сложных условиях (низкие или высокие температуры, повышенная влажность, контакт с опасными для здоровья компонентами) и за работу на территории с радиоактивным загрязнением. Законодательством предусмотрены и другие компенсационные начисления;
- Стимулирующие доплаты. Это средства, предоставляемые работодателем сотруднику в качестве финансового поощрения. К ним можно отнести премии, надбавки, доплаты за превышение плана/нормы.
В ст. 133 ТК четко предусмотрено, что ЗП сотрудника не может быть ниже МРОТ, если выполняются определенные условия. Обязанности работника могут быть прописаны в штатном расписании предприятия и трудовом договоре. Итак, к таким условиям можно отнести:
- Выполнение нормы рабочего времени. Имеется в виду, что сотрудник работал полный месяц или предусмотренное количество смен;
- Выполнение нормы труда. Этим пунктом предусматривается выполнение плана, нормы.
https://www.youtube.com/watch?v=8jn_jtXWTmI
Законодательством предусмотрено, что работодатель, выступающий в качестве налогового агента, вправе удерживать НДФЛ с дохода (ЗП) сотрудника. Доход – это сумма начислений, а не размер реальной выплаты. И фактически доход не может быть ниже федерального показателя, но допускается, что размер ЗМ после уплаты налогов будет ниже нормы.