Доп тариф в пфр по вредникам

Алгоритм действий при исчислении страховых взносов по доптарифу

Законом № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в части обязательного проведения спецоценки. Если аттестация рабочих мест была проведена до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, но не позднее, чем до 31 декабря 2018 г. (п. 4—6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, то в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов.

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и спецоценку условий труда. В этом случае в силу ч. 1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начиная с 2015 г. и далее применяется дополнительный тариф 9%.

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ в силу ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ начиная с 2015 г. и далее применяется дополнительный тариф 6%.

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом № 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ (то есть по тарифу 9 или 6%).

Иными словами, применение «нулевого» тарифа возможно только по результатам спецоценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

Доп тариф в пфр по вредникам

В этом случае в силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Закон № 421-ФЗ) плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Таблица 1. Размер дополнительного тарифа в зависимости от условий труда

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0%

Вредный

3.4

7,0%

3.3

6,0%

3.2

4,0%

3.1

2,0%

Вариант 4

У плательщика есть результаты спецоценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Таблица 2. Размер дополнительного тарифа в зависимости от условий труда

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0%

Вредный

3.4

7,0%

3.3

6,0%

3.2

4,0%

3.1

2,0%

Допустимый

2

0,0%

Оптимальный

1

0,0%

Доп тариф в пфр по вредникам

Обратите внимание: взносы по доптарифам начисляются на выплаты только тем работникам, которые заняты на работах, указанных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (далее — «вредные» работы). На выплаты работникам, не занятым на таких работах, взносы по дополнительным тарифам начислять не надо, даже если в отношении их рабочих мест установлен опасный или вредный класс условий труда (письмо Минтруда России от 18.02.2015 № 17-3/В-67).

— дни (часы), отработанные на «вредных» работах, в том числе если они не будут включены в стаж для досрочного назначения пенсии (далее — «вредный» стаж);

— дни (часы), когда он не работал, но числился занятым на «вредных» работах. Например, дни, когда работник был в учебном отпуске или находился в простое. Такие дни (часы) для начисления взносов приравниваются к дням (часам), отработанным на «вредных» работах, даже если они не включаются во «вредный» стаж (письма Минтруда России от 16.09.2015 № 17-3/ООГ-1275, от 20.01.2015 № 17-3/В-14);

— дни, приходящиеся на время ежегодного основного и дополнительного отпуска, предоставленного за год, в котором были периоды, включаемые во «вредный» стаж;

— дни, когда работник, который трудится вахтовым методом на «вредных» работах, находился в пути от пункта сбора до места выполнения работ или в междувахтовом отдыхе;

— дни, приходящиеся на период временной нетрудоспособности, если работник заболел в течение периода, включаемого во «вредный» стаж;

— дни, когда работника, занятого на «вредных» работах, по производственной необходимости переводили на работу, не дающую право на досрочное назначение пенсии (не более одного месяца в течение года).

В базу включаются все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, независимо от включения периода осуществления работ, за которые осуществляются такие выплаты, в стаж для формирования досрочной пенсии (письма Минтруда России от 06.07.2015 № 17-3/В-331, от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105 — вопрос 1).

— выплаты начисленные за периоды, когда работник не был занят на «вредных» работах. Например, премии, начисленные в месяце, когда работник занят на «вредных» работах, по итогам работы за предыдущий период, когда он трудился в организации по другой профессии (письма Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 7, 8), от 24.01.2014 № 17-3/В-25);

— выплаты работнику, занятому на «вредных» производствах, которому уже назначена досрочная пенсия (Вопрос 3 письма Минтруда России от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105).

Сумма выплат, которая попадет в базу, зависит от полноты занятости работника во «вредных» производствах.

— часть дней (часов) — отработана на «вредных» работах или относится к неотработанным периодам, включаемым во «вредный» стаж;

— часть дней (часов) — не включается во «вредный» стаж. В частности, это дни (часы), когда работник занят на работах с нормальными условиями труда, не поименованных в п. 1—18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, а также дни, приходящиеся на учебный отпуск, отпуск за свой счет или дополнительные выходные, оплачиваемые в соответствии с ТК РФ или коллективным договором.

База для начисления взносов по доптарифу = Кол-во дней (часов) на «вредных» работах или неотработанных периодов, включаемых во «вредный» стаж : Общее кол-во рабочих дней (часов) в месяце х Сумма облагаемых выплат, начисленных работнику в данном месяце.

Неоплачиваемые периоды неисполнения работником трудовых обязанностей в месяце, в котором производится начисление выплат и вознаграждений в пользу работника, не включаемые в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не учитываются при определении общего количества рабочих дней в данном месяце.

Выполнение работ на условиях совместительства. Если в месяце, за который начисляются взносы, работник дополнительно выполнял не «вредные» работы на условиях внутреннего совместительства. В этом случае выплаты за не «вредную» работу по совместительству в базу для начисления взносов по дополнительному тарифу не включаются. При этом выплаты за основную работу включаются в базу для начисления взносов.

Дополнительный тариф зависит от подкласса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (аттестации), или от вида работ, на которых занят работник (ч. 1—2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, п. 7 ст. 7, ч. 4 ст. 8, ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ, п. 14 Порядка заполнения РСВ-1 ПФР, письма Минтруда России от 24.04.2015 № 17-3/В-215, от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 3.5), от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579 (п. 1, 3)).

Если проведена спецоценка или аттестация

Если на рабочих местах организации или ИП была проведена специальная оценка, то по итогам этих мероприятий должны быть определены классы (подклассы) условий труда на производстве. Если это ваша ситуация – используйте шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ, которая делится по классам (подклассам) условий труда.

Эта шкала касается организации и ИП, производящих выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 1–18 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости).

Дополнительные тарифы (пункт 3 статьи 428 НК РФ)
Условия труда Тариф дополнительных взносов, %
класс – опасный
подкласс – 4
8,0
класс – вредный
подкласс – 3.4
7,0
класс – вредный
подкласс – 3.3
6,0
класс – вредный
подкласс – 3.2
4,0
класс – вредный
подкласс – 3.1
2,0
класс – допустимый’
подкласс – 2
0,0
класс – оптимальный
подкласс – 1
0,0

Заметим, что итоги специальной оценки условий труда равноценны итогам проведенной прежде аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года результаты аттестации можно учитывать в целях определения тарифов дополнительных страховых взносов в 2018 году. Однако важно, чтобы в этих целяхпринимались во внимание базовые требования, а именно (ч.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12. 2013 № 421-ФЗ):

  • результаты аттестации должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года;
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте были признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Вариант 4

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Вариант 4

— 1 класс — оптимальный;

— 2 класс — допустимый;

— 3 класс — вредный. При этом вредные условия труда разделялись еще на четыре степени вредности: 1 степень 3 класса (3.1), 2 степень 3 класса (3.2), 3 степень 3 класса (3.3), 4 степень 3 класса (3.4);

— 4 класс — опасный.

Доп тариф в пфр по вредникам

У работодателей, которые провели аттестацию до 1 января 2014 г., рабочим местам по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда присвоены именно такие классы (подклассы). Поскольку результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно, исходя из этих классов, возможно определение доптарифа до конца 2018 г.

С 2014 г. в отношении рабочих мест проводится спецоценка условий труда. Порядок ее проведения установлен Законом № 426-ФЗ, который действует с 1 января 2014 г.

Статьей 3 Закона № 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения данной спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Новый подход законодателя заключается в том, что результаты спецоценки условий труда используются во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями. Речь идет, в частности, о разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации обязательных медосмотров; установлении работникам соответствующих гарантий и компенсаций и т.д. Полный перечень возможностей использования результатов спецоценки условий труда приведен в ст. 7 Закона № 426-ФЗ. Помимо всего прочего, от результатов спецоценки зависит также размер скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Иных исключений Закон № 426-ФЗ не устанавливает. А это означает, что если вопрос о необходимости проведения аттестации офисных рабочих мест был спорным (см., например, письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859), теперь он разрешен однозначно — условия труда на всех рабочих местах подлежат специальной оценке в обязательном порядке.

На сегодняшний день сложилась судебная практика, согласно которой оценка работодателем условий труда может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством (апелляционные определения Костромского областного суда от 02.06.2014 № 33-823, Мурманского областного суда от 28.05.2014 № 33-1478-2014).

— Методику проведения специальной оценки условий труда;

— Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов;

— форму отчета о проведении специальной оценки условий труда;

— Инструкцию по заполнению данной формы.

— подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

— идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

— декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

Доп тариф в пфр по вредникам

Проведение спецоценки условий труда — это совместное мероприятие, которое осуществляется работодателем совместно со специализированной организацией. Требования к таким организациям приведены в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

Прежде всего они должны быть включены в реестр, порядок формирования которого утверждается Правительством РФ. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда.

Кроме того, организация должна иметь не менее пяти экспертов, получивших сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Законом закрепляется принцип независимости организаций, осуществляющих спецоценку. В частности, в соответствии со ст. 22 Закона № 426-ФЗ вне зависимости от того, числится организация в реестре или нет, спецоценку условий труда она не может проводить, если ее руководители и иные должностные лица являются учредителями юридических лиц, на рабочих местах которых проводится специальная оценка.

Нельзя поручить проведение спецоценки взаимозависимой компании, в том числе если в ней трудятся на руководящих постах близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) учредителей организации, которой необходимо оценить условия труда.

На подготовительном этапе работодателю необходимо прежде всего заключить гражданско-правовой договор с одной или несколькими из упомянутых спецорганизаций. Кроме того, в организации необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения данного мероприятия.

Повышение квалификации бухгалтеров

Число членов этой комиссии должно быть нечетным. Конкретный состав законом не определен. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель — ИП лично, для организаций — руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, члены профсоюза и т.п.

Поскольку от результатов спецоценки зависит не только размер дополнительного тарифа, но и право на досрочную трудовую пенсию по старости конкретного работника, представляется логичным включать в состав такой комиссии специалиста по осуществлению работы по досрочному пенсионному обеспечению (как правило, это работник кадровой службы).

Целесообразность включения такого специалиста очевидна, например, при составлении перечня рабочих мест, на которых должна проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест, а также при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, предусмотренных списками, соответствующих работ, с учетом которых назначается досрочно пенсия по старости, и которые подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Эта работа требует знания законодательства о досрочном пенсионном обеспечении практики его применения к работникам организации, где проводится специальная оценка условий труда, а согласно Закону № 426-ФЗ эти перечни составляет эксперт организации, производящей спецоценку, который может и не обладать подобным опытом.

— расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. При этом они обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20% из них (но не менее двух рабочих мест), а ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда. Данное правило позволит работодателю сэкономить на проведении спецоценки 80% аналогичных рабочих мест.

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, список № 1, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector