О государственных пенсиях (с изменениями на 30 июня 1983 года) (фактически утратил силу) , Закон СССР от 14 июля 1956 года

Пенсионная реформа в СССР

(с изменениями на 17 апреля 1991 года)_____________________________________________________________________Утратил силу с 1 марта 1991 года на основании постановления Верховного Совета РФ от 20 ноября 1990 года N 341-1_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________Документ с изменениями, внесенными:Законом СССР от 17 апреля 1991 года N 2121-1.____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР гарантирует всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение за счет общественных фондов потребления путем предоставления трудовых и социальных пенсий.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого советского человека, исключался уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсий по мере изменения стоимости жизни и повышения эффективности экономики страны.

—————-

     * В дальнейшем изложении -Закон.

с 1 октября 1990 года — в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны;

с 1 января 1991 года — в части минимальных размеров пенсий для других категорий пенсионеров, социальных пенсий, пенсий по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, пенсий детям — круглым сиротам, матерям, имеющим детей-инвалидов (инвалидов с детства I и II групп),участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий.

Старикам - почет

Однако в период до 1 июля 1993 года во всех случаях пенсии выплачиваются в размерах не ниже предусмотренных законодательством до введения в действие Закона.

2. Отменить с 1 января 1991 года ограничения в праве на пенсию по старости в повышенных максимальных размерах, установленных статьей 13 Закона СССР «О государственных пенсиях» для рабочих и служащих угольной, металлургической и других отраслей промышленности и строительства, оставивших работу, дающую право на указанную пенсию, до введения повышенных максимальных размеров пенсий этим категориям работников.

Для рабочих и служащих, которым установлены указанные повышенные максимальные размеры пенсий, ввести в действие Закон с 1 января 1991 года с выплатой пенсий до 1 января 1992 года в пределах до 210 рублей, с 1 января 1992 года — в полной сумме.

3. Пенсии, назначенные до введения в действие Закона, в том числе минимальные, при перерасчете повышаются до размеров, установленных Законом, с начислением соответствующих надбавок, но не менее чем на 5 рулей в месяц в случаях пребывания на пенсии до 5 лет включительно, на 10 рублей — от 5 до 10 лет, на 15 рублей — от 10 до 15 лет, на 20 рублей — от 15 до 20 лет, на 30 рублей — от 20 до 25 лет, на 40 рублей — 25 и более лет (для инвалидов войны и других участников войны — без учета повышения, предусмотренного статьями 22 и 35 Закона).

Пенсии по инвалидности с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, а также пенсии по случаю потери кормильца инвалидам с детства вследствие указанных причин повышаются сверх того на 15 процентов минимальной пенсии по возрасту.

При последующем увеличении минимального размера пенсий в связи с ростом минимальной заработной платы перерасчет пенсий производится без учета указанного повышения пенсий на 5 — 40 рублей.

4. Установить, что независимо от положений статьи 67 Закона время работы после назначения пенсии в период до введения в действие Закона учитывается при увеличении размера пенсии (статья 20 Закона).

назначения и выплаты пенсий космонавтам, пенсий за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, спортсменам (с учетом права выбора пенсии в соответствии со статьей 6 Закона);

Пенсии в СССР: от начала до краха, возраст, размер, категории

включения в трудовой стаж времени пребывания на оккупированной части территории СССР и других государств в период Великой Отечественной войны;

включения в трудовой стаж времени пребывания за границей жен работников советских учреждений и международных организаций;

выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, если этот порядок предусматривает более льготные условия, чем это установлено Законом;

начисления надбавки к пенсии по возрасту за каждый год работы после достижения пенсионного возраста (но не долее чем до 1 января 1991 года) в пределах размеров, исчисленных в соответствии со статьями 20 и 76 Закона при соответствующем стаже работы из десятикратного размера минимальной заработной платы.

6. Совету Министров СССР, Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых, областных, городских, районных Советов народных депутатов для обеспечения своевременного перерасчета, назначения и выплаты пенсий в соответствии с Законом разработать и осуществить неотложные мероприятия по укреплению материально-технической база системы органов социального обеспечения, наиболее полному оснащению их современными средствами вычислительной техники, связи и транспорта, укомплектованию квалифицированными кадрами, совершенствованию материального стимулирования труда работников этих органов.

принять необходимые нормативные акты по применению Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» по вопросам, отнесенным Законом к компетенции Совета Министров СССР;

утвердить совместно с ВЦСПС Положение о Пенсионном фонде СССР, а также условия и порядок уплаты гражданами обязательных страховых взносов в этот фонд, государственного социального страхования лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном крестьянском хозяйстве;

с участием ВЦСПС завершить формирование списков производств, цехов, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков производств и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет, рассмотрев при этом высказанные в ходе настоящей сессии предложения народных депутатов СССР, относящиеся к указанным спискам;

представить в Верховный Совет СССР предложения о порядке и сроках повышения пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы (статья 124 Закона) одновременно с проектом Закона об индексации доходов населения;

при установлении порядка подтверждения трудового стажа (статья 74 Закона) предусмотреть возможность подтверждения по свидетельским показаниям стажа работы для увеличения размера пенсии в соответствии со статьей 20 Закона;

решить вопрос о льготном пенсионном обеспечении медицинских и фармацевтических работников, заразившихся при исполнении служебных обязанностей вирусом иммунодефицита человека;

рассмотреть вопрос о зачете в стаж в двойном размере времени работы в лечебных учреждениях на территориях с радиационным загрязнением, в инфекционных учреждениях по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИД, в патологоанатомических и реанимационных отделениях лечебных учреждений;

представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, вытекающих из Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в том числе об изменении законодательства о льготах по исчислению трудового стажа за период работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к этим районам.

Совету Министров СССР привести акты Правительства СССР в соответствие с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих названному Закону.

Установить, что порядок исчисления стажа работы, предусмотренный статьей 70 Закона для тружеников тыла и вольнонаемного состава воинских частей в период Великой Отечественной войны, распространяется на лиц, проживших в трудоспособном возрасте в г. Ленинграде в период его блокады, а также на лиц, насильственно вывезенных с временно оккупированной территории СССР в период Великой Отечественной войны на территорию государств, находящихся в состоянии войны с СССР, на узников, в том числе детей, фашистских концлагерей (гетто и других мест принудительного содержания в период войны), если они не совершили в этот период преступлений против Родины.

Предоставить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам в период проведения пенсионной реформы в соответствии с Законом право принимать решения о порядке его применения, в том числе касающиеся отдельных категорий граждан, обязательные для министерств и ведомств СССР, союзных и автономных республик, местных органов государственного управления, предприятий и организаций. При этом за гражданами сохраняется право на обращение в суд в соответствии со статьей 102 Закона.

7. Рекомендовать Верховным Советам союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов рассмотреть высказанные в ходе настоящей сессии предложения народных депутатов СССР об улучшении и оздоровлении условий труда и о льготах по пенсионному обеспечению работникам сельского хозяйства (механизаторам, полеводам, овощеводам, хлопководам, шелководам, телятницам, чаеводам, коневодам, табунщикам, работникам теплиц, птицеводам, кролиководам, звероводам, операторам по выращиванию и откорму крупного рогатого скота), а также оленеводам, чабанам, рыбакам, охотникам, в том числе ведущим кочевой образ жизни, лесникам, проводникам пассажирских канатных дорог, нефтедобытчикам морских промыслов, отделочникам, занятым на ручной полировке мебели, водителям городского пассажирского и других видов транспорта, отдельным профессиям рабочих, занятых в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в строительстве и энергетике, поварам, пекарям, кондитерам, ковровщицам, медицинским и фармацевтическим работникам и с учетом особенностей их труда принять решение в соответствии со статьями 129 и 130 Закона СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» и Законом СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.

Принципы начисления пенсии

инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы;

лицам, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет;

детям — в случае потери кормильца (пункт «а» статьи 40);

детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.

Перечень медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

а) инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп и детям-инвалидам в возрасте до 16 лет — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 20);

б) инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства); лицам, достигшим возраста: мужчины — 65 лет, женщины — 60 лет; детям (пункт «а» статьи 40) в случае потери кормильца на каждого ребенка — 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту;

в) инвалидам III группы — 30 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Матерям-героиням социальные пенсии назначаются во всех случаях не ниже 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 20).

Лицам, проживающим в районах, где к заработной плате рабочих и служащих установлены районные коэффициенты, размеры социальных пенсий определяются на период их проживания в этих районах с применением коэффициента, установленного в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

При наличии одновременно права на социальную пенсию и надбавку на нетрудоспособных членов семьи к пенсии по возрасту или инвалидности (статьи 22 и 35) назначается по выбору обратившегося либо пенсия, либо надбавка.

При назначении и выплате социальных пенсий применяются соответственно статьи 99-105, 107, 109-116 и 118 настоящего Закона.

Пенсии, исчисленные из заработка по нормам статей 20, 31 и 47 настоящего Закона, ежегодно повышаются в соответствии с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы в порядке, определяемом Верховным Советом СССР, но не менее чем на 2 процента заработка, из которого исчислена пенсия (статья 76).

Перерасчет пенсии производится на основании документов о возрасте, стаже, заработке и других, имеющихся ко времени перерасчета в пенсионном деле, а также дополнительных документов, представленных пенсионером ко времени перерасчета.

Если пенсионер впоследствии представит дополнительные документы, дающие право на дальнейшее повышение пенсии в связи с введением в действие настоящего Закона (о стаже работы, заработке, семейном положении и другие), то пенсия вновь пересчитывается по нормам настоящего Закона. При этом перерасчет производится за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев перед представлением дополнительных документов и не ранее чем со дня введения в действие настоящего Закона.

Перерасчет пенсий, назначенных по ранее действовавшему законодательству, по выбору пенсионеров производится из среднемесячного заработка за 5 лет (статьи 76 — 83 и 96) перед введением в действие настоящего Закона для соответствующей категории пенсионеров либо перед назначением пенсии, либо из заработка, из которого была ранее исчислена пенсия, по документам, имеющимся в пенсионном деле, с применением части второй статьи 76 и статьи 96 настоящего Закона.

а) лицам, имеющим ко дню введения в действие настоящего Закона полный стаж на указанных работах, дававший право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных настоящим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действовавшим законодательством;

б) лицам, не имеющим полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, требуемый для назначения пенсии в соответствии со статьей 13, снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, исходя из требований этого стажа, установленных ранее действовавшим законодательством.

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата в рублях Процент от заработной платы Размер пенсии
до 50 85 40
50 – 60 75 42,5
60 – 80 65 45
80 – 100 55 52
выше 100 50 55

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Особые категории

Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно. После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура». Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий. Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Система начислений пенсий в СССР была сложной и громоздкой. Индексация не проводилась многие годы. Увеличилась численность граждан пожилого возраста. Пенсия в 1980 году зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. Падение цен на нефть в середине восьмидесятых сыграло роковую роль с производством и социальными пособиями. Наступил другой мир, в котором обеспечение возрастных людей происходит по другому принципу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector