Когда подешевеет бензин

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке. И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива. Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран. Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась».

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются. И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти.

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС

По мнению большинства экспертов, рост цен на бензин продолжиться, но уже не будет таким резким. Снижения цен ожидать не стоит, так как для отечественного рынка явление невозможное. Но и ненужно ждать, когда упадут цены на бензин.

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

Рост цен на бензин АИ-92 в последние месяцы вполне оправдан, уверены экономисты аналитической компании Vygon Consulting. С этим согласны и другие эксперты, опрошенные Би-би-си.

Старший аналитик «Атон» Александр Корнилов отмечает два фактора. Во-первых, сказался эффект сезонности — это сезон отпусков и уборка урожая. Во-вторых, нефтяники перекладывают на конечного потребителя рост своих расходов.

Эксперты Vygon Consulting приводят график, на котором видна структура розничных цен на нефть. Цены на заправках зависят от оптовых цен на заводах, а также акцизов и других налогов. Причем доля последних в цене резко выросла в 2016 году — тогда же начали резко расти цены.

Правообладатель иллюстрацииVygon Consulting, BBC

Эксперты Vygon поясняют, что вся переработка нефти в России субсидируется государством за счет «таможенных субсидий» — фактически для заводов она составляет разницу между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты. В 2016 году из бюджета на это ушло около 646 млрд рублей. Однако в случае бензина этот эффект полностью перекрывает акциз, что и приводит к увеличению цены. Акцизы были повышены в 2016 году.

«Акциз полностью перекладывается на конечного потребителя», — отметил на прошлой неделе управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон. Практически это и произошло в 2016 году и первой половине 2017 года.

Не спасет россиян от роста цен на бензин и снижение цен на нефть: падение цен приведет к снижению курса рубля.

Компании будут производить все больше бензина, но цены не снизят

В 2011 году в России была проведена модернизация нефтеперерабатывающих заводов, что повлекло за собой рост производства нефтепродуктов, рассказывает Корнилов.

Когда подешевеет бензин

По словам Дмитрия Терентьева из Argus Media, анализирующей нефтяной рынок, компании продолжают модернизировать свои заводы, постепенно увеличивая долю светлых нефтепродуктов, к которым относится бензин.

«По нашим оценкам в 2020 году доля автомобильного бензина в структуре производства вырастет с 16% до 18% от общего объема производства нефтепродуктов и составит около 40 млн тонн», — рассказывает он.

У Vygon Consulting оценки выше: в 2017-2018 годах в России будут введены дополнительные мощности по производству бензина, благодаря которым профицит может потенциально увеличиться до 10 млн тонн. Фактически речь идет о потенциале в 45 млн тонн при спросе, который эксперты оценивают в 35 млн тонн.

Рост производства бензина приведет к тому, что России больше не нужно будет импортировать его.

«Есть сезонный фактор, фактор неожиданных ремонтов, остановок заводов, но в целом мы говорим о том, что производство будет примерно на 20-25% превышать потребности. Это такой достаточно надежный запас», — пояснил Выгон.

Правообладатель иллюстрацииKirill Kukhmar/TASS
Image caption
Производители бензина страдают от низкого спроса и небольшой маржи от его продажи

В теории рост предложения бензина при слабом спросе должен был бы привести к снижению цен. Но на практике того не произойдёт из-за низкой маржи производителей. «За счет чего компании должны снизить цены на бензин? Маржа розницы небольшая. Что такое 1,2 [рубля] на литр?», — полагает Выгон.

При этом все эксперты полагают, что значительно увеличить цены, чтобы повысить маржу, производители также не смогут во многом из-за Федеральной антимонопольной службы, которая пристально следит за рынком.

По словам Корнилова, все, что остается компаниям, — это медленно наращивать цены на бензин. По его словам, в среднесрочной перспективе цены будут расти на уровне инфляции или чуть быстрее.

В Vygon Consulting отмечают, что 10 млн тонн — это потенциальный избыток производства бензина. В действительности компании могут производить меньше топлива или производить другие виды нефтепродуктов. Например, государство субсидирует производство нафты (иначе нефтяной спирт, используемый в нефтехимии) или авиакеросин.

Еще один вариант для них — это экспорт бензина, например, в Африку или на Ближний Восток, где есть дефицит, полагают в Vygon Consulting. Эксперты особенно отметили Ирак — страну с дефицитным рынком.

В эти же страны может быть экспортирован и российский дизель, которого также производится с избытком, уверены эксперты.

Терентьев также отметил, что российский бензин уже поставляется в Африку и страны бывшего СССР. «Российский бензин, в основном, экспортируется в Европу, где блэндируется, а затем может быть поставлен в США или на европейский рынок», — добавляет он.

По словам экспертов Vygon Consulting, для рынка бензина есть и еще один риск — отмена «таможенной субсидии», которая могла бы привести к тому, что производство большей части бензина стало бы нерентабельным. В этом случае производство бы резко сократилось, а цены выросли.

Большинство экспертов, опрошенных Би-би-си, полагают, что этот вариант маловероятен.

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию. Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета. Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров».

почему не падают цены на бензин

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей. Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась. Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин».

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Это был единичный скачок цен

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки. Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара. Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина».

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector