Содержание
- 1 Минимальный размер оплаты труда в России
- 2 Прожиточный минимум в России
- 3 Для чего нужен прожиточный минимум и его отличие от МРОТ?
- 4 Какие санкции грозят работодателю в случае нарушения законодательства?
- 5 Какие санкции грозят работодателю в случае нарушения законодательства?
- 6 Какое отношение имеет прожиточный минимум к МРОТ?
- 7 Мне ясно, в чем разница прожиточного минимума и МРОТ, но в чем их взаимосвязь?
- 8 Как долго будет сохраняться доведение МРОТ до величины ПМ?
- 9 Сближение показателей
Минимальный размер оплаты труда в России
Что такое прожиточный минимум? Под прожиточным минимумом понимается сумма денег, необходимая для удовлетворения минимального уровня потребностей человека в жилище, питании, одежде и обуви, услугах транспорта, предметах гигиены и санитарии.
Устанавливает его Правительство РФ раз в квартал, а затем происходит его корректировка в субъектах РФ с учётом местных экономических особенностей. Известно, что в целом по России в 2015 году, по данным Росстата, прожиточный минимум равняется:
- 10404 руб. – для трудоспособных граждан,
- 7916 руб. – для пенсионеров,
- 9489 руб. – для детей.
Ориентиром для определения величины прожиточного минимума служит потребительская корзина, по сути своей являющаяся примерным расчётным набором товаров, характеризующим типичный уровень или структуру месячного (годового) потребления человека или семьи.
В основе определения норм потребления лежат:
- научно обоснованный минимум объёмов потребления и перечень нужных для человека товаров и услуг,
- фактический объём потребления товаров и услуг в малоимущих семьях,
- социально-экономические и демографические показатели, характеризующие уровень дохода населения, его состава и половозрастной структуры,
- размеры и структура семей,
- финансовые возможности государства,
- объективные различия в потреблении в различных регионах.
При этом в разных территориальных зонах России уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, а также услуг, равно как и уровень цен может быть разным, так что федеральные и региональные его показатели не всегда могут совпадать.
В среднем, если судить по современному состоянию потребительской корзины, для удовлетворения минимального месячного уровня потребностей один трудоспособный человек может довольствоваться примерно:
- 9 кг картошки,
- 8 кг других овощей и бахчевых,
- 2 кг фруктов,
- 1 кг продуктов из мяса,
- Чуть более 1 кг рыбы,
- 17 яйцами.
Фактические потребности человека, как правило, значительно превышают данные нормы.
Что такое минимальная заработная плата? Под минимальным размером оплаты труда (МРОТ)понимается установленный минимум, который работодатель обязан выплачивать работнику за час, день или месяц работы.
На данный показатель опираются при:
- определении величины больничного или отпуска по уходу за ребёнком, пособий по временной нетрудоспособности, а также социальных пособий,
- определении величины страховых взносов, которые выплачивают индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты,
- оценке пенсионных прав застрахованных лиц (данный пункт действует с 2002 года),
- начисления налогов и сборов, а также штрафных санкций,
- определения величины стипендий для студентов высших или средних учебных заведений.
Размер МРОТ устанавливает государство для всех регионов.
Источниками для его исчисления являются:
- федеральный бюджет,
- бюджеты субъектов РФ
- местные бюджеты,
- иные работодатели.
В 2015 году он равен 5965 руб. При этом в каждом из регионов сохраняется возможность увеличения, но никак не уменьшения данного показателя (см. ст. 133.1 ТКРФ).
Отношение к МРОТ на трудовом рынке неоднозначно. Работники, в том числе бюджетники, а также работающие по совместительству или неполный рабочий день, всячески приветствуют увеличение МРОТ.
Что касается работодателей, то зачастую они не в восторге: мало того, что им суммы выплачиваемых ими зарплат тогда возрастают – увеличивается сумма платежей в Пенсионный фонд и страховых взносов.
В отношении прожиточного минимума точный ответ дать на этот вопрос невозможно. В связи с экономическим кризисом в стране от депутатов Госдумы поступило предложение о ежемесячном пересмотре прожиточного минимума на человека, поскольку определённая часть установленной суммы регулярно «съедается» инфляцией.
Это наиболее актуально в связи с удорожанием продуктовой потребительской корзины вдвое. С 2016 года ожидается поднятие до уровня прожиточного минимума среднего пособия по безработице, а к концу 2017 года – поднятие минимальной заработной платы.
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.)2 | Обоснование |
Центральный федеральный округ | |||
Белгородская область | 31 | Не ниже11 280для работников организаций области | Дополнительное соглашение от 16.05.2018 о внесении изменений и дополнений в трехстороннее соглашение; Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2017–2019 годы; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Брянская область | 32 | 11 280 | Региональное соглашение между правительством Брянской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Брянской области» и Брянской областной ассоциацией промышленников и предпринимателей – региональным объединением работодателей о минимальной заработной плате в Брянской области на 2018 год; Соглашение о внесении изменений в Региональное соглашение между правительством Брянской области, общественной организацией «Федерация профсоюзов Брянской области» и объединениями работодателей Брянской области на 2014–2016 годы и продлении срока его действия на 2017–2018 годы; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Владимирская область | 33 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Воронежская область | 36 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее11 280руб.(11 280) | Соглашение объединений работодателей Воронежской области на 2017–2019 годы от 01.02.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ивановская область | 37 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на III квартал предшествующего года(11 2806) | Дополнительное соглашение к соглашению от 26.12.2014 № 109-с по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2017 годы» от 20.12.2017 № 35-с; Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2017 годы от 26.12.2014 № 109-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Калужская область | 40 | Величина прожиточного минимума18трудоспособного населения в месяц (11 280) | Калужское областное трехстороннее соглашение между территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и правительством Калужской области на 2017–2019 годы; Соглашение о продлении срока действия Соглашения о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013; Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Костромская область | 44 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ В регионе действует Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2017–2018 годы* Работодатели внебюджетной сферы, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Костромской области. При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 11 280 руб. |
Курская область | 46 | 11 280 | Соглашение между администрацией Курской области, союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и ассоциацией – объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» о минимальной заработной плате на территории Курской области на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Липецкая область | 48 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года | Областное трехстороннее соглашение на 2015–2017 годы между администрацией Липецкой области, федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области от 23.12.2014 (вместе с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018–2020 годы); ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Москва | 77 | 18 7429 | Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15.12.2015; постановление правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП |
Московская область | 50 | 14 200 (11 280) | Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 01.03.2018 № 41; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Орловская область | 57 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Рязанская область | 62 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Смоленская область | 67 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Тамбовская область | 68 | 11 280 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской области от 21.12.2017 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Тверская область | 69 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Тульская область | 71 | 13 520 (11 440 –для государственных и муниципальных учреждений) (11 280) | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области на 2018 год от 22.12.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ярославская область | 76 | 11 280 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области на 2018–2020 годы от 29.12.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Северо-Западный федеральный округ | |||
Архангельская область | 29 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Вологодская область | 35 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Калининградская область | 39 | 11 500 (11 280) | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области от 18.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ленинградская область | 47 | 11 400 (11 280) | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2018 год от 21.09.2017 № 10/С-17; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Мурманская область | 51 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ненецкий автономный округ | 83 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц, но не ниже11 280(11 280) | Дополнительное соглашение к Региональному соглашению от 13.07.2017 № 77; Региональное соглашение между объединением профсоюзных организаций «Новгородская областная федерация профсоюзов», региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области» и правительством Новгородской области «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 26.12.2014 |
Псковская область | 60 | от 11 280 до 11 450 | Региональное соглашение администрации Псковской области от 29.12.2017 № МВ-258 «О минимальной заработной плате в Псковской области»; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Карелия | 10 | 11 280 | Дополнительное соглашение от 29.12.2017 № 1 к Соглашению о заработной плате в Республике Карелия;Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия на 2018 год от 15.09.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Коми | 11 | 11 280 на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | Региональное соглашение Правительства Республики Коми, Союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Коми», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми» от 13.03.2018 № 11; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Санкт-Петербург | 78 | 17 000 руб. | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год от 20.09.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Южный федеральный округ | |||
Астраханская область | 30 | 11 280 | Региональное соглашение между правительством Астраханской области, Астраханским областным объединением организаций профсоюзов и региональным межотраслевым объединением работодателей Астраханской области о минимальной заработной плате в Астраханской области от 22.05.2014 № 02-02-022; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Волгоградская область | 34 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения(11 280) | Соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 07.06.2016 № С-272/15; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Краснодарский край | 23 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц(11 280) | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2018–2020 годы от 27.12.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Адыгея | 01 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Калмыкия | 08 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ростовская область | 61 | 11 280 | Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Ростовской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2017–2019 годы от 16.11.2016 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Крым | 91 | 11 280 | Дополнительное соглашение к Соглашению о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым от 21.12.2017 № 3; Соглашение Крымского республиканского объединения организаций профсоюзов «Федерация независимых профсоюзов Крыма» от 24.08.2015; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Севастополь | 92 | 11 2004(11 280) | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе от 04.04.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Северо-Кавказский федеральный округ | |||
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал истекшего года с ежеквартальной индексацией по мере роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике(11 280) | Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.05.2017 № 1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Дагестан | 05 | Величина прожиточного минимума18для трудоспособного населения Республики Дагестан за II квартал истекшего года | Региональное соглашение Правительства Республики Дагестан «О минимальной заработной плате в Республике Дагестан» от 05.10.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Ингушетия | 06 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Северная Осетия – Алания | 15 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ставропольский край | 26 | 11 280 | Письмо Минтруда Ставропольского края от 15.11.2017 № 15526-03; Распоряжение правительства Ставропольского края «Об утверждении Соглашения между правительством Ставропольского края, территориальным объединением федерации профсоюзов и союзом работодателей “Конгресс деловых кругов Ставрополья” на 2016–2018 годы» от 17.02.2016 № 41-РП; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Чеченская Республика | 20 | 11 280 | Соглашение Правительства Чеченской Республики, Объединения организаций профсоюзов Чеченской Республики (Совета профсоюзов Чеченской Республики), Республиканского объединения работодателей от 23.04.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Приволжский федеральный округ | |||
Кировская область | 43 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Нижегородская область | 52 | 11 280 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2018 год от 09.01.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Оренбургская область | 56 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Пензенская область | 58 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Башкортостан | 02 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Марий Эл | 12 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике за II квартал 2018 года(11 280) | Дополнительное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Мордовия | 13 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Татарстан | 16 | 11 280 | Соглашение между федерацией профсоюзов Республики Татарстан, координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 18.01.2018 № 876-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Самарская область | 63 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Саратовская область | 64 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Пермский край | 59 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Удмуртская Республика | 18 | 11 280 | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 02.03.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ульяновская область | 73 | от 11 280 до 12 000 | Региональное соглашение между областным союзом «Федерация профсоюзов Ульяновской области», объединениями работодателей Ульяновской области, правительством Ульяновской области о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 26.10.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Чувашская Республика | 21 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Уральский федеральный округ | |||
Курганская область | 45 | 11 280 (с учетом районного коэффициента 15% не менее12 837,45 руб.) | Соглашение о размере минимальной заработной платы в Курганской области от 23.04.2018 № 8/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Свердловская область | 66 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Тюменская область | 72 | 11 280 на эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями | Дополнительное соглашение от 23.03.2018 к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 86 | 11 280 на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе(11 280) | Трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 31.03.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Челябинская область | 74 | 11 280 | Обращение первого заместителя губернатора Челябинской области к работодателям Челябинской области о минимальной заработной плате в Челябинской области с 01.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 11 280 на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. | Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.12.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Сибирский федеральный округ | |||
Алтайский край | 22 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Забайкальский край | 75 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Иркутская область | 38 | 11 280 | ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Кемеровская область | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения области3(11 280) | Кузбасское региональное соглашение между федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, коллегией администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2016–2018 годы от 25.01.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Красноярский край | 24 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Новосибирская область | 54 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Омская область | 55 | От 11 280 до 11 463 На эту сумму начисляется районный коэффициент, установленный в области | Дополнительное соглашение от 30.04.2018 № 44-ДС; Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Омской области» от 26.12.2017 № 111-РС; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Алтай | 04 | 11 280 | Региональное соглашение о минимальном размере заработной платы в Республике Алтай от 24.04.201813; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Бурятия | 03 | 11 280 На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях(11 280) | Региональное соглашение между Правительством Республики Бурятия, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» и союзами работодателей Республики Бурятия от 14.03.2018 № 01.08-010-45/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Тыва | 17 | От 11 280 до 12 000 | Региональное соглашение Правительства Республики Тыва, Территориального объединения «Федерация профсоюзов Республики Тыва», Объединения работодателей Республики Тыва от 29.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Хакасия | 19 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Томская область | 70 | 11 280 на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Дальневосточный федеральный округ | |||
Амурская область | 28 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Еврейская автономная область | 79 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Камчатский край | 41 | 11 280 на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки | Дополнительное соглашение от 10.04.2018 № 2 к Региональному соглашению «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2018 год; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2018 год от 29.09.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Приморский край | 25 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Магаданская область | 49 | 11 280 на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера | Соглашение о внесении изменений в Соглашение на 2017–2020 годы от 29.01.2018; Соглашение правительства Магаданской области от 23.05.2017 № 2; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 11 280 на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера | Соглашение от 27.12.2017 о признании утратившим силу Республиканского (регионального) соглашения о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» от 27.06.2017; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ В республике действует Дополнительное соглашение от 27.12.2017 к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2017–2019 годы от 26.04.2017 Работодатели, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за III квартал предыдущего года |
Сахалинская область | 65 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Хабаровский край | 27 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Чукотский автономный округ | 87 | 11 280 | Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ |
Название субъекта | Минимальный размер оплаты труда (для граждан, работающих по полному графику) | Прожиточный минимум для трудоспособного населения |
---|---|---|
Волгоградская Область | 13 395 рублей | 11 163 рубля |
Еврейская Автономная Область | 12 000 рублей | 11 163 рубля |
Камчатский Край | 18 360 рублей для тех, кто осуществляет трудовую деятельность внутри региона; 19 770 рублей для работающих внутри Корякского региона; для трудящихся на территории Алеутского муниципального района МРОТ составляет 21 180 рублей | 11 163 рубля |
Кемеровская Область | 16744 рубля | 11 163 рубля |
Ленинградская Область | 11400 рублей | 11 163 рубля |
Московская Область | Для работников в коммерческой сфере — 13 750 рублей; для работников в бюджетной сфере — 11 163 рублей | 11 163 рубля |
- Минимальный размер оплаты труда — минимальная величина, устанавливаемая государством, которая применяется, прежде всего, для регулирования процесса установления заработной платы для работников. Также данное значение используется для установления социальных пособий, пенсий, налогов, обязательных сборов, штрафов и других видов платежей.
- В соответствии с законодательством РФ, организация не вправе устанавливать заработную плату работнику, работающему полный рабочий день ниже, чем указано в законодательстве. Однако если работник работает на неполную ставку, то сумма получаемых им выплат, может быть меньше, установленной в законе.
Прожиточный минимум в России
Резюмируя, взаимосвязь между двумя главными экономическими показателями была установлена, но, к сожалению, временно — в будущем «минималка» будет по-прежнему отставать от ПМ. Меры по уравниванию величин призваны решить проблемы лишь в краткосрочном, но не долгосрочном масштабе.
Размер её определяется на основании №134-ФЗ от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме», а также Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ.
Что же касается товаров непродовольственных, ему достаточно трёх предметов верхней одежды (пальтовой группы) на 7,5 года, семи пар чулочно-носочных изделий на 17 месяцев, шести пар обуви на 3 года и двух комплектов постельного белья на год. А если говорить про услуги культуры, на них придётся потратить примерно 5% от общей суммы расходов на услуги.
В 2015 году он равен 5965 руб. При этом в каждом из регионов сохраняется возможность увеличения, но никак не уменьшения данного показателя (см. ст. 133.1 ТКРФ).
Заработная плата работников, выполнивших все возложенные на них обязанности и отработавших полный месяц, должна быть не меньше, чем установленный МРОТ. Величина её снижается только в случае работы их на полставки, оформления по совместительству или надлежащего качества работы – невыполнения ими планов или прогулов.
- С начала 2018 года, МРОТ в России был назначен в — 9489 руб. в месяц. Представленное значение превышает прошлогоднее практически на две тысячи рублей.
Основные проблемы:
- Недостаточно денежных средств. По оценке депутатов государственной думы, для того чтобы увеличить МРОТ до суммы прожиточного минимума необходимо около 33 миллиардов рублей. Позволить себе такие расходы из государственного бюджета Россия не в состоянии.
- Политика правительства. Считается, что занижение минимального значения — связано, преимущественно с затормаживанием роста заработной платы, с целью уменьшения темпов развития инфляции.
- Формирование. МРОТ в России является практически самым низким в мире. Связано это прежде всего с тем, что он формируется в зависимости от прожиточного минимума, а не от средней заработной платы в стране.
При этом по сообщению вице-премьера Ольги Голодец, в январе 2017 года минимальный уровень зарплаты был у 3,3% населения России, то есть почти у пяти миллионов человек. То есть все уровень обеспечения всех этих людей ниже прожиточного минимума.
Владимир Путин еще в сентябре 2017 года на встрече с А. Калининым, руководителем общественной организации «Опора России», дал обещание повысить уровень МРОТ, мотивировав это тем, что зарплата россиян не должна быть меньше прожиточного минимума.
Это несоответствие уровня оплаты прожиточному минимуму заставило Председателя правительства РФ Дмитрия Медведева 02.05.2017 г. дать поручение подготовить проект закона о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума.
На данный момент с 1 января 2018 г. МРОТ установлен в размере 85% от прожиточного минимума, что составляет 9 489 руб. в месяц. С 1 января 2019 года МРОТ будет приравниваться к 100% величины прожиточного минимума за II квартал прошлого года.
29.09.2017 г. правительством на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения». Госдума приняла этот закон 15.12.2017, а 26 декабря он был одобрен Советом Федерации. В соответствии с этим законом величина МРОТ с 01.01.
В следующем 2019 году с 1 января величина МРОТ будет равна 100% величине прожиточного минимума за II квартал предыдущего года. Судя по материалам из пояснительной записки к закону, в бюджет на 2018 год заложена сумма в 26,2 млрд. руб., которые планируется дополнительно потратить на мероприятия, связанные с повышением МРОТ для работников бюджетной сферы.
Название субъекта | Минимальный размер оплаты труда (для граждан, работающих по полному графику) | Прожиточный минимум для трудоспособного населения |
---|---|---|
Волгоградская Область | 13 395 рублей | 11 163 рубля |
Еврейская Автономная Область | 12 000 рублей | 11 163 рубля |
Камчатский Край | 18 360 рублей для тех, кто осуществляет трудовую деятельность внутри региона; 19 770 рублей для работающих внутри Корякского региона; для трудящихся на территории Алеутского муниципального района МРОТ составляет 21 180 рублей | 11 163 рубля |
Кемеровская Область | 16744 рубля | 11 163 рубля |
Ленинградская Область | 11400 рублей | 11 163 рубля |
Московская Область | Для работников в коммерческой сфере — 13 750 рублей; для работников в бюджетной сфере — 11 163 рублей | 11 163 рубля |
Для чего нужен прожиточный минимум и его отличие от МРОТ?
Прожиточный минимум — это величина, определяемая Правительством РФ с учетом совокупности следующих факторов:
- состава потребительской корзины;
- статистических данных о порядке цен на продукты питания, продукцию народного потребления, услуги;
- данных статистики о суммах обязательных платежей и сборов;
- индексов роста цен (см. п. 1 ст. 4 закона «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 № 134-ФЗ).
С этой величиной сравниваются доходы той или иной категории населения. Далее на основе такого анализа происходит определение необходимых сумм субсидий, доплат, пособий, в т. ч.:
- некоторых пособий и доплат социального характера (например, к пенсии — см. ст. 12.1 закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ);
- субсидий на оплату коммунальных услуг (например, п. 1 ст. 159 Жилищного кодекса РФ);
- алиментов в твердой денежной сумме (например, ст. 117 Семейного кодекса РФ, ст. 102 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ) и т. д.
Как мы указывали выше, с учетом данной величины должен устанавливаться и МРОТ.
Регионы могут регламентировать уровень прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ (например, постановление кабмина Республики Адыгея «Об установлении величины прожиточного минимум за II квартал 2019 года» от 15.08.2019 № 194).
Как видно, МРОТ и прожиточный минимум — это неидентичные понятия. МРОТ служит для определения минимального порога оплаты труда (при полной выработке часов). Прожиточный же минимум используется для оценки качества жизни граждан в целом и по отдельным категориям, расчета сумм соц. пособий и иных выплат.
Какие санкции грозят работодателю в случае нарушения законодательства?
Законом № 421-ФЗ установлено, что и далее размер МРОТ будет определяться из величины прожиточного минимума за II квартал предыдущего года. При снижении размера прожиточного минимума величина МРОТ остается на уровне прежнего года.
Итак, МРОТ и прожиточный минимум – это различные величины. Первая представляет собой нижний порог суммы вознаграждения за труд работника (при полной выработке часов), вторая служит для оценки качества жизни граждан в целом и по отдельным категориям.
Если в ходе проверки специальными службами будет выявлен факт того, что работодатель установил заработную плату своих сотрудников ниже, чем положено в соответствии с законодательством, к нему будут применены следующие санкции:
- В случае если работодателем выступает юридическое лицо. Предусмотрен штраф от 30 до 50 тысяч рублей для предприятия и штраф от 10 до 20 тысяч рублей для самого работодателя или других должностных лиц, ответственных за совершённое преступление.
- Если работодателем выступает индивидуальный предприниматель, то для него предусмотрен штраф от одной до пяти тысяч рублей.
Также при выявлении данных нарушений, работодателем могут заинтересоваться налоговые службы. Так как в большинстве случаев заниженная ставка зарплаты связана с тем, что оставшаяся часть денег выплачивается «в конвертах». Такие действия принимаются некоторыми предпринимателями с целью обойти налоговые службы и сократить сумму выплачиваемых налогов. В случае выявления подобных нарушений предусмотрено уголовное наказание.Какие действия предпринимать работнику?
Если вам выплачивают зарплату, сумма которой меньше установленного на текущий период МРОТ, то вы можете осуществить следующие действия:
- Обратиться к работодателю. Объясните ему сложившуюся ситуацию. В большинстве случаев, работодатели пойдут навстречу своим сотрудникам и увеличат выплату до положенной величины.
- Обратиться в суд. Если первый способ не помог, то работнику необходимо написать заявление суд. В этом случае, суд примет все необходимые меры.
Какие санкции грозят работодателю в случае нарушения законодательства?
Если размер зарплаты, начисляемой работнику, ниже уровня МРОТ, работник имеет право обратиться:
- в профсоюзную организацию,
- в трудовую инспекцию,
- в суд или прокуратуру.
За допущенное нарушение работодатель несёт ответственность согласно ст. 527 КоАп РФ, по которой подвергаются штрафу в размере:
- 30000 – 50000 руб. – юридические лица,
- 1000 – 5000 руб. – должностные лица организации и индивидуальные предприниматели.
Оплата взимается за каждый факт нарушения, то есть за каждого сотрудника. Уровень зарплаты которого не достиг уровня МРОТ.
Кроме того, контролем за соблюдением трудового законодательства в этом вопросе занимаются налоговая служба и фонд социального страхования.
Какое отношение имеет прожиточный минимум к МРОТ?
Теоретически размеры МРОТ и прожиточного минимума должны совпадать. И это в худшем случае. Практически первый показатель всегда меньше второго. И это оговаривается даже в ст. 421 ТК РФ, согласно с которой полномочия по повышению МРОТ получает федеральный закон.
Мне ясно, в чем разница прожиточного минимума и МРОТ, но в чем их взаимосвязь?
Во-первых, нужно сразу обозначить: и ПМ, и МРОТ делятся на региональные и федеральные значения. В этом их сходство. Так происходит потому, что федеральные установки не учитывают региональной специфики: в некоторых областях ВВП на душу населения значительно выше, чем в других. В результате именно наличие регионального значения компенсирует разницу в развитии разных регионов.
Во-вторых, раньше эти два термина практически не имели взаимодействия между собой. Так, с 01.01.2018 федеральный МРОТ в России составлял 9 489 рублей согласно ст. 3 Федерального закона № 421-ФЗ, при этом минимум для жизни в тот же самый период времени составлял 11 163 рублей в месяц. Такие несоответствия часто становились причиной народного недовольства: людям было непонятно, как это МРОТ может быть меньше прожиточного минимума.
Теперь же взаимосвязь между двумя этими понятиями установлена: в соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ, с 1 мая 2018-го года произошло приравнивание МРОТ и прожиточного минимума до значения 11 163 рублей ежемесячно.
Как долго будет сохраняться доведение МРОТ до величины ПМ?
Итак, может ли МРОТ быть ниже прожиточного минимума? Юридически безупречный ответ звучит так:
- С 1 мая до момента установления нового ПМ — величины должны совпадать, иначе это наказуемо по закону;
- С момента установления нового ПМ — если Правительство РФ не выпустит новый закон, устанавливающий приравнивание одной величины к другой, суммы снова начнут разниться;
- С 1 января ежегодно величина МРОТ должна быть приравнена к величине ПМ за второй квартал предыдущего года. Если учесть, что за несколько кварталов до 1-го января ПМ, как правило, снова поднимается из-за инфляции, величины будут разниться и далее.
Начиная с 1-го мая, согласно Федеральному Закону № 41-ФЗ, МРОТ увеличивается до значения в размере 11 163 рубля. До тех пор российским законодательством закреплялось плавное повышение минимально возможного размера оплаты труда, чтобы переход на новые суммы не стал сильным ударом по российскому бизнесу. Таким образом, начиная с 1 мая 2018 года зарплата у любого иностранного или российского гражданина не может быть ниже МРОТ или ПМ.
При этом нужно отдельно учесть, что закон № 41-ФЗ не устанавливает прямую взаимосвязь минимальной оплаты труда и ПМ. Закон лишь указывает, что на территории всего государства «минималка» должна подняться до 11 163 рублей. Это означает, что временно — на протяжении нескольких месяцев или в лучшем случае кварталов — величины ПМ и МРОТ будут совпадать.
- за работу во вредной вреде и опасных условиях;
- совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы;
- ночную и сверхурочную работу, труд в выходные и праздники.
Получается, что за сверхурочную работу, нужно платить сверх московского МРОТ. Такой порядок следует из пункта 3.1.3 Трехстороннего соглашения. С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть на руки человек может получить и меньше минимальной оплаты.
Включайте в МРОТ все премии и вознаграждения, входящие в систему оплаты труда. Исключение – районные коэффициенты и надбавки, их начисляйте сверх минимальной оплаты.
Сближение показателей
Трудовым законодательством РФ определено, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. Но по факту это не всегда было так.
Разумеется, выход из ситуации – в уравнении этих величин. Поэтому с 2019 года начнёт действовать принципиально иной механизм установления и повышения минимальной оплаты труда. МРОТ будет устанавливаться равным сумме прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за II квартал предыдущего года.
При таком исходе минимальный МРОТ будет давать гражданам больше определенных социальных гарантий.
Подробнее об этом см. “Последние новости о повышении МРОТ в 2018 году“.
Заметим, что формально наниматель обязан устанавливать заработную плату с ориентиром только на МРОТ. Ранее по закону прожиточный минимум он мог не учитывать, чем охотно и пользовались компании и ИП. Поэтому многие люди получали доход, не соответствующий затратам на потребительскую корзину, и считались малоимущими. Однако теперь МРОТ жёстко привязан к прожиточному минимуму. Поэтому, ан наш взгляд, такая порочная практика должна уйти в прошлое.