Содержание
Региональные льготы по земельному налогу в Московской области
Максимальные размеры ставок установлены Налоговым кодексом, и они остались на прежнем уровне. Для земель сельскохозяйственного назначения и ИЖС, а также садовых и дачных участков установлено значение — 0,3 % от кадастровой стоимости. Во всех других случаях — 1,5 %. Региональные власти вправе их уменьшить, но не могут установить выше порога, определенного федеральным законом.
Размер налога на землю в Московской области в 2019 году для физических лиц Администрация каждого муниципального образования устанавливает самостоятельно. Так, в Раменском районе его расчет производится на основании решения Совета депутатов № 61/1 от 28.05.2015 года.
https://www.youtube.com/watch?v=https:www.googleadservices.compageadaclk
Обычные граждане и предприниматели
Категория и назначение выделенной (приобретенной) земли
0,17% | 0,3% | 1% | 1,5% |
|
|
|
|
Уплачивать земельный налог в 2019 в уменьшенном размере имеют право граждане, перечисленные в ст. 391 НК РФ. Площадь участка в размере 600 кв.м., или 6 соток не подлежит налогообложению. Это изменение было внесено в декабре 2017 года, кроме того в категорию льготников включили пенсионеров. В Раменском районе Московской области многие граждане полностью освобождены от его уплаты. К ним относятся:
- участники, ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий;
- граждане, пострадавшие от воздействия радиации;
- герои СССР и РФ, полные кавалеры орденов Славы;
- инвалиды 1–2 групп и с детства;
- родители и вдовы в/служащих, погибших в Чечне.
Вполовину меньше рассчитанного размера платят малоимущие семьи с доходом ниже прожиточного минимума и семьи с 3-мя и более несовершеннолетними детьми. Не попадающие в эту категорию пенсионеры по местному законодательству имеют право на вычет в размере 20 % от начисленной суммы.
С введением «амнистии» на 6 соток смысл этой льготы практически потерялся, но не для всех. Если размер участка свыше 30 соток, выгоднее подать заявление на применение местной, а не федеральной льготы. В любом случае получить ее можно в отношении только одного участка.
Как и раньше, налог на землю 2019 рассчитывается от кадастровой стоимости, указанной в едином реестре недвижимости (ЕГРН). Сведения автоматически поступают в инспекцию ФНС, которая начисляет сумму к уплате и высылает в адрес плательщика налоговое уведомление. Оно должно поступить не позднее, чем за 30 дней до установленного законом дня уплаты. Так, до 2 декабря 2019 года нужно внести платеж за прошедший 2018 год. При этом действуют следующие правила:
- Если гражданин приобрел участок, например, в июле, то земельный налог в 2019 году должен быть начислен только за 7 месяцев владения.
- Если земля находится в долевой собственности, сумма распределяется пропорционально размеру долей собственников.
- Тем, кто впервые получает право на льготу, например, вышел на пенсию, нужно до 1 ноября подать заявление в ФНС с просьбой о ее предоставлении.
Квитанция (уведомление) на бумажном бланке отправляется только тем, у кого нет личного кабинета на сайте налоговой инспекции. Почтовое отправление не всегда доходит до адресата. Поэтому, если до срока уплаты осталось меньше месяца, а квитанции нет, нужно обратиться в инспекцию ФНС самостоятельно и уточнить сумму платежа.
Если гражданин вовремя не получил уведомление с расчетом, он должен сообщить об этом в налоговые органы. Эта обязанность установлена законом, за ее неисполнение можно получить штраф в размере 20 % от неуплаченной в срок суммы. До 31 декабря 2019 года следует направить сообщение на бумажном бланке (форму надо взять в инспекции), или в электронном виде через Интернет.
Если этого не сделать, возникают основания для обвинения гражданина в умышленном уклонении от уплаты обязательных платежей. Штраф в этом случае удваивается (40 %), и за просрочку начисляются пени. Кстати, если будет выявлено, что на участке имеется незарегистрированная постройка, то налог на землю в Московской области в 2019 году будет увеличен в два раза.
^К началу страницы
От уплаты земельного налога освобождаются:
- учреждения и органы уголовно-исполнительной системы — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения и органы функций;
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации — в отношении
принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и
сооружения религиозного и благотворительного назначения; - общероссийские общественные
организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций
инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители
составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков,
используемых ими для осуществления уставной деятельности; - организации,
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских
общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди
их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда
— не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для
производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров,
минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением
брокерских и иных посреднических услуг); - учреждения,
единственными собственниками имущества которых являются указанные
общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных
участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных,
лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и
иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания
правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; - организации народных
художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах
традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для
производства и реализации изделий народных
художественных промыслов; - общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации- в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- организации
— резиденты особой
экономической зоны, за исключением организаций, указанных в п. 11 статьи 395 НК РФ, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой
экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права
собственности на каждый земельный участок; - организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об
инновационном центре «Сколково», — в отношении земельных участков,
входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и
предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на
эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом; - судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной
особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых
принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства
и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного
назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве
резидента особой экономической зоны сроком на десять лет; - организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. В случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению (без учета применения налоговой льготы) за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне и уплате в бюджет.
- организации, признаваемые фондами в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного научно-технологического центра (льгота действует с 1 января 2019 года).
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Подробную информацию об установленных налоговых ставках и льготах в конкретном муниципальном
образовании можно узнать, воспользовавшись информационным ресурсом:
«Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»
В случае
возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового
(отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы
авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется
право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого
как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая
льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом
месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения
указанного права принимается за полный месяц (
пункт 7 статьи 396 НК РФ
).
В случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 НК РФ.
Плательщики налога
^К началу страницы
Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
С 1 января 2019 года вводится новое положение, согласно которому право на льготные 6 соток приобретают не только пенсионеры. Дело в том, что с этой даты будет постепенно увеличиваться возраст выхода на пенсию. Из-за этого граждане, которым в 2019 году исполнится 55 (женщины) и 60 лет (мужчины) теряли возможность воспользоваться пенсионной льготой.
Чтобы этого не произошло, такие налогоплательщики могут представить справку из Пенсионного фонда о том, что старому закону, действующему на 31 декабря 2018 года, они приобретали право на пенсию. В этом случае им будет предоставлен такой же вычет на земельный участок, как и получателям пенсии.
Второе нововведение: не допускается перерасчет земельного налога за прошедшее время в сторону увеличения. Например, гражданин, уплатил его в 2018 году согласно полученному уведомлению. Если кадастровая стоимость земли увеличилась, в связи с чем вырос и размер налога, ФНС не вправе делать перерасчет.
2019-01-24
Налоговая декларация
Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.
Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.
Уплата земельного налога физическими лицами производится ежегодно на основании налогового уведомления, в котором содержатся сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, исчисленной сумме и сроках уплаты налога. Уведомление направляется налоговым органом в адрес плательщика не позднее 30 суток до срока наступления очередного платежа.
Что делать если письмо с уведомлением не пришло в указанные сроки? В таких случаях налоговики рекомендуют получить уведомление лично, обратившись в инспекцию по месту нахождения земельного участка.
Для осуществления оперативной сверки и корректировки данных налогового уведомления, ФНС рекомендует использовать возможности личного кабинета налогоплательщика на официальном сайте службы.
^К началу страницы
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 НК РФ.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Начиная с налогового периода 2019 года в
предусмотрены следующие правила применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу:
- изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;
- в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Вышеперечисленные правила, устанавливающие порядок применения с 2019 года измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
^К началу страницы
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Начиная с 2021 года (за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды) налогоплательщики-организации налоговые декларации по земельному налогу не представляют.
Налогоплательщики — организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Декларация представляется по установленной форме:
- на бумажном носителе с приложением съемного носителя, содержащем данные в электронном виде установленного формата;
- на бумажном носителе с использованием двумерного штрих-кода;
- по установленным форматам в электронном виде (передается по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика).
- лично;
- через своего представителя;
- направлена в виде почтового отправления с описью вложения.
По телекоммуникационным каналам связи (с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика)
При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
При отсутствии объектов налогообложения (прав на земельные участки), подлежащих отражению в декларации, декларация не представляется.
Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Объект налогообложения
^К началу страницы
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговый период
Год
Отчетный период – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Ставки налога на землю для физических лиц
^К началу страницы
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
- 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- (до налогового периода 2020 года) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- (с налогового периода 2020 года) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- (до налогового периода 2020 года) приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- (с налогового периода 2020 года) не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2
Налоговая ставка | Объект налогообложения |
---|---|
0.3% | Земли, отведенные для сельскохозяйственного производства, а также участки в населенных пунктах, входящие в состав таких зон при условии использования их по прямому назначению |
Земельные участки, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство | |
Участки земли, предусмотренные для садоводства, огородничества, животноводства и прочего личного подсобного хозяйства | |
Территории, используемые в целях обеспечения таможенных нужд, обороны и безопасности Российской Федерации | |
1.5% | Прочие объекты налогообложения |
Кроме этого, каждый субъект Российской Федерации имеет право снижать налоговую ставку до 0.1%, а также использовать дифференцированный подход в зависимости от назначения, местоположения и категории земельного участка. Если же величина налоговых ставок на местном уровне не определена, земельный налог рассчитывается по максимальным значениям, указанным в предыдущей таблице.
В ситуациях, когда период владения земельным участком составляет менее одного года, при расчёте налога используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения к числу календарных месяцев налогового периода.
Для налога на землю налоговым периодом признается календарный год, а значит, для расчёта коэффициента число полных месяцев владения участком делится на 12.
Сумма налога на землю определяется по итогам календарного года как установленный правовыми актами процент от налоговой базы с соответствующими корректировками.
Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв, где
Кст – кадастровая стоимость земельного участка;
Д – доля собственности;
Ст – налоговая ставка;
Кв – коэффициент владения участком земли.
https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv
Отдельно нужно сказать о повышающих коэффициентах, предусмотренных для земельных участков, приобретенных с целью жилищного строительства.
Коэффициент | Когда применяется | Условия возврата налога |
---|---|---|
2 | В течение 3 лет с момента регистрации прав на земельный участок | Государственная регистрация построенного объекта недвижимости до истечения 3 лет с момента покупки земли |
4 | После истечения трехлетнего срока со дня регистрации земельного участка и до момента оформления прав на построенный объект | Возврат налога не предусмотрен |
Другими словами, если объект строительства будет зарегистрирован в течение 3 лет после покупки земли, излишне уплаченный налог будет возмещен или зачтен в счет оплаты будущих периодов.