Содержание
Буква закона
Главные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность Росреестра и его представителей, – это Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ и Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
В сферу компетенции органа подпадают в первую очередь такие ситуации, которые связаны с предоставлением вещных прав на недвижимое имущество (право собственности, пользования, хозяйственного ведения или оперативного управления). Стоит помнить, что исправлением недочетов и ошибок в постановлениях о землеотводе здесь не занимаются, т.к.
это – компетенция городского или районного муниципалитета. А вот если собственник столкнулся с необоснованным отказом в оформлении (регистрации) недвижимости, обнаружил недостоверные данные в ЕГРН или выявил, что кадастровая стоимость была определена неверно, то в таком случае подавать претензию необходимо именно на Росреестр.
Обязанности работников данного органа прописаны в Постановлении № 457 от 01.06.2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», поэтому на положения этого документа также можно не только опираться, но и ссылаться в своих жалобах.
Процедура подачи жалобы на действия сотрудников Росреестра регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
- Федеральный закон «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
- Постановление № 457 от 01.06.2009 года «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1.
Есть ли основания подачи жалоб
Процедуру государственной регистрации прав на имущество следует осуществлять относительно любых недвижимых объектов, перешедших новому владельцу на основании договоров и сделок: купли-продажи (в том числе с подключением ипотеки), дарения, мены, наследования и др. Именно в этих направлениях работы оформляются и жалобы на Росреестр.
На что можно пожаловаться по работе Росреестра в Московской и иных областях:
- срыв сроков по регистрации прав;
- ошибки в сведениях, внесенных в реестр;
- беспочвенный возврат заявления о постановке и отмена предполагаемой процедуры;
- потеря представленной заявителем документации (точнее копий документов на жилье, земельный участок, личных документов и т.д.);
- игнорирование специалистом Росреестра внутреннего режима работы с заявителями и их бумагами;
- несоблюдение сотрудниками Росреестра норм общения или иные проявления некомпетентности и т.д.
Некоторые из указанных проблем можно решить в пределах самого Росреестра, тем более при расположенности к такому взаимодействию у самого руководства (например, конфликты из-за несоблюдения норм общения). Однако, многие вопросы следует решать в рамках обязательного стороннего расследования.
Как правильно оформить претензию
Для написания претензии о Росреестре стоит учесть законодательные нормативы. Стоит отметить, что практически все виды обсуждаемых ходатайств подчиняются ФЗ № 59. Здесь регламентируются как действия заявителя, так и принимающей стороны. Исключением выступают иски, которые также позволяют пожаловаться на Росреестр, а их подача регламентирована ГПК РФ.
В любом случае пожаловаться следует максимально лаконично с указанием законодательных ссылок. Неясное выражение мыслей (при котором госорган просто не может разобрать суть правонарушения), нецензурные выражения и словесная агрессия являются поводами для оставления претензии к Росреестру без внимания и дальнейших проверок.
Образец
Структура жалоб примерно одинакова во всех случаях. Отличием выступает то, что она не унифицирована для большинства таковых, кроме исковых (в Гражданско-процессуальном Кодексе России). Тем не менее пожаловаться лучше по распространенной для этого схеме оформления документа.
Как пожаловаться на деятельность организации и составить образец жалобы на Росреестр:
- Вводная часть, содержащая информацию о заявителе и получателе претензионного сообщения.
- Название: заявление (в том числе исковое) либо жалоба / претензия.
- Текст, в котором имеется описание проблематики и ссылки на законодательные статьи, подтверждающие наличие попираемого гражданского права.
- Список приложений, куда можно и нужно включать доказательные материалы о несоблюдении прав населения.
Пожаловаться в виде письменных исковых и прочих заявлений следует в обязательном порядке за подписью заявителя и проставлением актуальной даты подачи. На данный момент для людей предпочтительней пожаловаться на Росреестр в онлайн сервисах на сайтах учреждений (за исключением судебных заявлений), а эта форма написания куда проще и не требует самостоятельного соблюдения всех регламентов.
В качестве примера обращения может использоваться следующее заявление, поданное гражданином через своего представителя в прокуратуру по г. Москве.
Прокуратура
В прокуратуру стоит идти тогда, когда все предыдущие шаги были выполнены, но не принесли желаемых результатов. (Как пожаловаться в Прокуратуру) К этому моменту у человека должны скопиться материалы, подтверждающие бездействие ответственных инстанций (ответы руководителей, объяснения, копии самих претензий и пр.).
Будет лучше, если первоначальная причина обращения окажется достаточно веской и нарушающей именно гражданские права россиянина. Это, например, разглашение его личных данных третьим лицам, незаконные манипуляции с документами, вовлечение в мошеннические схемы, проведение махинаций с имуществом без ведома собственника и пр.
Как подать жалобу в Росреестр
Чтобы определиться с этим вопросом, нужно подумать о том, какой вариант будет наиболее приемлем для человека при желании пожаловаться на Росреестр: электронное сообщение на сайте либо письменное обращение. Таким образом, выбор делается между дистанционной отправкой сообщения либо самостоятельной доставкой по месту, куда хочет пожаловаться заявитель.
Также распространенной, но менее эффективной альтернативой для решения проблемного вопроса выступает звонок в учреждение по телефону. Безусловно, звонящему никто не должен отказывать хотя бы в минимальном консультировании, но принятие звонков не подразумевает обязательную регистрацию и проверку нарушений в установленный законом срок.
Для уточнения актуального номера телефона (который может быть представлен общей горячей или специализированной для этого линией) следует опять же обратиться к контактной информации на официальном сайте Росреестра. При этом следует учесть принцип изначальных обращений в региональные, а затем уже в центральные инстанции.
Пожаловаться в наиболее быстром формате разрешается путем формирования онлайн сообщения на сайте Росреестра. Для этого на порталах государственных органов (в Московской и остальных областях), как правило, имеется так называемая интернет-приемная. Кроме экономии личного или рабочего времени человек избегает необходимости продумывать каждую деталь содержания.
Онлайн форма для написания сообщения содержит уже заданные поля, которые следует заполнить человеку. Кроме личных и персональных данных здесь можно ввести и сам претензионный текст. У некоторых сервисов при этом имеется лимит по количеству доступных для написания знаков. Пожалуй, это единственный минус при желании пожаловаться подобным способом.
Онлайн сообщение ни в коей мере не уступает по своей значимости письменному обращению. В соответствии с законом она точно также регистрируется в трехдневный период после ее получения адресатом. Дальнейший срок рассмотрения жалобы составляет в обоих случаях 30 дней. Он продлевается при необходимости дополнительных проверок, о чем также уведомляется заявитель.
Каждый обыватель также вправе пожаловаться в письменном виде при помощи почты России. Однако, такой метод дает наименьшее количество гарантий. Это касается как срока получения письма адресатом, так и контроля правильности оформления обращения. Если по федеральному законодательству срок рассмотрения составляет примерно месяц, то в случае с письмом он может несколько затянуться.
Для того, чтобы гарантировать как таковую доставку письма, отправителю необходимо заказать отсылку с прикрепляемым уведомлением. Оно заполняется получателем в момент вручения ему письма и отправляется обратно. В ином случае письмо в принципе может затеряться и ответственность за это несут исключительно работники почты, а не получатель.
Кроме того, при формировании письма в интернете или же на передаваемом специалисту листке бумаги, происходит некий мониторинг корректности написания. Электронное письмо уже имеет заданные поля, подлежащие заполнению. При передаче документа в учреждение его тоже просматривает принимающий специалист, который вправе высказать замечания.
Не стоит забывать о том, что пожаловаться на Росреестр лично можно не только у стандартных специалистов, но и руководителя. Для этого следует заблаговременно записаться к нему на прием в рамках рабочего графика. Сделать это можно, как правило, при звонке в учреждение или в электронном формате на сайте. При этом свои требования рекомендуется оформить заранее.
Неудобство в этом случае заключается в том, что личный режим рабочего времени и приема граждан зачастую неудобен для непосредственного заявителя. При этом ожидание приема очереди к стандартным специалистам можно осуществить в ближайшее время, а приемной даты к представителю руководящего состава, возможно, придется ждать неделями.
Куда можно обратиться с жалобой
Чтобы пожаловаться на работу Росреестра, у россиян имеется несколько альтернативных мест для подачи обращений. При этом необходимо учитывать положение о том, что жаловаться следует сначала по месту возникновения проблемы. Лишь при получении здесь неудовлетворительного для гражданина ответа, он вправе обратиться по поводу Росреестра в вышестоящие инстанции.
Ограничений для того, чтобы пожаловаться определенному количеству адресатов здесь не предусмотрено. Человек имеет право пожаловаться на нарушения Росреестра одному или нескольким адресатам сразу. Однако, рекомендуется для начала провести так называемые переговоры с самим Росреестром. Полученный письменный ответ можно использовать в дальнейшем для обращений в прочие места.
Пожаловаться начальнику Росреестра можно не только по рабочим функциям и некачественному проведению процедуры регистрации. Обращаться к нему стоит и при возникновении межличностных конфликтов со специалистами или проявлении коррупционной и иной мошеннической составляющей в их деятельности.
Несмотря на то, что здесь предполагается возможное решение проблемы внутри организации без привлечения посторонних лиц и инстанций, формат прошения должен быть выдержан по стандартным правилам написания. Стоит соблюсти ту же самую структуру жалобы. При этом для получения гарантии о выдаче ответа рекомендуется попросить проставление отметки о принятии документа в работу.
В прокуратуру
Деятельность прокуратуры как высшего контролирующего органа на территории Московской и других областях позволяет пожаловаться сюда даже на действия такой государственной структуры, как Росреестр. При этом в первую очередь необходимо жаловаться по произошедшей ситуации на территории своего субъекта. Вынесенное территориальным органом решение разрешено обжаловать в Генпрокуратуре, относящейся к Московской области.
Пожаловаться на Росреестр в прокуратуру Московской области разрешено также при личном визите или направив сообщение на официальном портале. Сюда можно пожаловаться не только для того, чтобы решить первоначальный вопрос, но и инициировать проверку действий нижестоящих подразделений и их отдельных специалистов.
Правом пожаловаться в суд на Росреестр в виде иска наделяется каждый россиянин. Для этого ему вовсе не обязательно предварительно оформлять заявления о Росреестре в правоохранительные и иные органы. Судебная инстанция рассматривает первичные обращения граждан или обжалование вынесенных ранее решений.
Как пожаловаться в отношении Росреестра через суд:
- Сбор документального кейса: заявление приложения.
- Доставление данного пакета в канцелярию суда с проставлением здесь отметки о принятии.
- Ожидание вызова в суд для проведения предварительной встречи с судьей и отвечающей стороной.
Относительным недостатком обращений в суд по поводу Росреестра выступает затянутый характер разбора претензий. В отличие от обычных заявлений по вопросу действий Росреестра, исковые рассматриваются в ходе заседаний и прений сторон на протяжении нескольких месяцев. При этом истца ждут не только временные, но, вероятно, и финансовые затраты. Это касается судов всех субъектов России, в том числе и Московской области.
Сроки рассмотрения
По закону сроком рассмотрения стандартных обращений считается примерно месячная отсрочка (плюс или минус несколько дней). Отсчет начинается с момента регистрации в специальном журнале. Регистрация должна состояться в трехдневный срок после получения письма адресатом. В зависимости от сложности описываемой ситуации, анализ и проверка представленных в заявлении фактов длится чуть меньше или же больше месяца.
Кроме того, стоит учесть и ошибки самого заявителя при определении корректного для заявления адресата. Если получатель не уполномочен инициировать проверку по сообщению гражданина в силу отсутствия должной компетенции, то он в обязательном режиме перешлет его в нужное место. Тем не менее подобные проволочки увеличат период ожидания.
Законодательная база
На сегодняшний день имеется обширная нормативная база по деятельности учреждений данной сферы. Кроме того, важным законодательным актом выступает затронутый ранее ФЗ № 59, регламентирующий порядок принятия и рассмотрения любых обращений всеми государственными и муниципальными инстанциями, а также частными организациями.
Законодательные основания для осуществления деятельности, исходя из которых можно пожаловаться на Росреестр в любой области (в том числе и Московской):
- ФЗ № 218 от 2015 года, раскрывающий правила и регламент деятельности в сфере госрегистрации недвижимых объектов.
- Указ Президента РФ от 2008 года под № 1847 «О Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии».
- Правительственное постановление 2009 года № 457 с аналогичным прошлому документу наименованием.
- Приказ Росреестра 2011 года № П/52 о внутреннем регламенте работы учреждения.
Кроме специализированных постановлений законов и указов, данная область деятельности и реализации имущественных интересов граждан осуществляется за счет Конституции РФ, а также Гражданского Кодекса. Соответственно пожаловаться на Росреестр разрешается с опорой на любой из указанных законодательных актов или сводов.