В России меняются правила призыва в армию

Как проходит обычная призывная кампания: основные моменты

По действующему законодательству, призыву в армию подлежат молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, ни разу до этого не проходившие срочную службу. Срок службы составляет всего 12 месяцев, такой временной норматив действует с 1 января 2008 года.

Служить отправляется:

  • Тот, кого военно-врачебная комиссия признала годным. Из существующих 5-ти категорий пригодности к военной службе 2 из них – А и Б – присуждаются призывникам без серьезных отклонений по здоровью;
  • У кого нет прописанных в законе прав на отсрочку от армии – по учебе, семейным обстоятельствам, нюансам, связанным с трудовой деятельностью.

Потенциальному призывнику вручается повестка явиться в военкомат для прохождения ряда определенных мероприятий по призыву. Среди них можно назвать первичную постановку на воинский учет, медицинское освидетельствование, уточнение данных о призывнике, заседание военной комиссии, непосредственная отправка в воинскую часть для прохождения службы.

Именно вопрос, связанный с повестками, а точнее с механизмом их вручения, в последнее время вызывал несогласие, а местами и возмущение у руководителей призывных кампаний. В чем же состоит суть проблемы?

Последние новшества армейской службы

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О статусе военнослужащих

(с изменениями на 16 октября 2019 года)

ПринятГосударственной Думой6 марта 1998 года

ОдобренСоветом Федерации12 марта 1998 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;

если предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

1_3. При исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г», «е», «к», «о» и «п» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее — электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.

1_4. Положения пункта 1_3 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих в случае, если указанные в пункте 1_3 настоящей статьи электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Что такое призывная кампания

2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

1. Военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

3. Военнослужащие вправе участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора;

Как заставить призывника прийти

увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее — общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации.Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

«Ты на море, я на суше – мы не встретимся никак!»

Для начала стоит упомянуть, как именно, по закону, должна вручаться повестка в военкомат.

Существует два условия вручения повестки, их неукоснительное соблюдение требуется в соответствии с Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе». Во-первых, призывнику должны передать сей важный документ лично в руки, во-вторых, он должен расписаться в ее получении. Никому, кроме самого молодого человека, повестка вручаться не должна.

Аналогичная ситуация обстоит с повестками, присланными по почте. Почта России – не тот посредник, которого закон рассматривает в качестве юридически правильного для вручения такого важного документа, как повестка.

Суть новых законов по призыву

Вполне понятно, что такие весьма лояльные, где-то чересчур мягкие, условия вручения повестки способствуют массовым случаям уклонения от армейской службы. Придя домой к призывнику, сотрудники военкомата никак не могли застать его на месте. Родители часто могли «помогать» свои чадам в неполучении повестки, тщательно скрывая их местонахождение, где-то даже вводя в заблуждение сотрудников военного комиссариата.

Сами сотрудники военкомата порой бывают так загружены работой, что обходить каждый дом или квартиру, учебное заведение или предприятие, где учится или работает молодой человек, не предоставляется физически возможным. В целях минимизации своих временных затрат они часто задействуют других призывников (надеясь, что те, по дружбе, передадут повестку в руки призывнику) или звонят по телефону, иногда пугая родителей возможной уголовной ответственностью за факты уклонения их сына от армии, или присылают повестки по почте, невзирая на то, что это не совсем легальный способ доставки.

Законный вопрос – зачем они так делают? Сотрудники военкомата надеются на вашу неосведомленность и юридическую безграмотность в подобных вопросах. Поэтому, чтобы поменьше себя утруждать в поисках вас, они и прибегают к таким несложным методам, как письма или звонки. Особенно они любят звонить и стращать сердобольных мам. Сыновья, скажите мамам не бояться!

Глава I. Общие положения (статьи 1 — 4)

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

абзац утратил силу с 1 января 2010 года — Федеральный закон от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года — Федеральный закон от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ.

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

супруга (супруг);

несовершеннолетние дети;

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

6. Военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

7. Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним гражданам, обучающимся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.

В случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

За указанными военнослужащими сохраняются материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

9. Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления;

Как сделать так, чтобы заяц сам бежал к охотнику, а не наоборот?

Совсем недавно, в 2017 году, была предпринята одна робкая попытка привнести в закон о призыве изменения, касающиеся способа доставки повесток. В частности, инициативная группа сенаторов, во главе с Виктором Озеровым, внесла в Госдуму предложение о рассылке повесток на электронную почту призывников.

Свой электронный почтовый ящик юноши должны будут указывать при постановке на воинский учет. Предполагалось, что такая повестка будет иметь электронную подпись военного комиссара, а неявка после получения такого письма будет рассматриваться, как акт уклонения.

В. Озеров в своих доводах приводят такие цифры, как 110 тысяч призывников, а это около трети ежегодного призыва, которых не удалось найти и вручить повестку должным образом. В этом же 2016 году было открыто 11.5 тысяч административных дел и около 300 уголовных за установленные факты уклонения.

Данная инициатива не получила своего продолжения ввиду нескольких причин.

  1. Во-первых, нет 100 %-ной гарантии того, что призывник укажет верный электронный адрес;
  2. Во-вторых, не понятно, как проверить факт получения письма с повесткой именно самим призывником.

Попытка №2: уклонисты приготовьтесь!

4 апреля 2019 года в Госдуму был внесен еще один законопроект, на это раз более продуманный. В первом чтении депутаты его приняли на 2 минуты! Скорее всего, во втором чтении, 2 мая, его не отклонят, а поправки будут минимальными. После третьего чтения принятый закон будет отправлен на одобрение в Совет Федерации, а затем и на подпись Президенту. Все дело идет к тому, что впервые за последние несколько десятилетий процесс призыва в армию может кардинально измениться.

В чем суть нововведений?

Данный законопроект предполагает три важных изменения.

Предлагается высылать повестку через заказное письмо с уведомлением о его получении на любой из связанных с призывником адресов – домашний, рабочий или по месту учебы. Дело в том, что отказаться от такого типа письма будет невозможно без составления акта отказа, а наличие такого акта уже будет считаться уклонением.

После того, как подпись в получении заказного письма будет поставлена, призывник обязан явиться в военкомат, к которому он приписан, для получения разъяснений о дальнейших действиях.

Вторым важным нюансом нового закона о призыве является желание заставить призывника самостоятельно являться в военкомат, если по какой-либо причине повестку ему вообще не вручали и не присылали. Первым днем обязательной явки будет считаться день начала призывной кампании, а дедлайном – первый день начала следующего по счету призыва. Если молодой человек не пришел в военкомат в этот промежуток времени, его официально будут считать уклонистом.

Еще одним, уже хорошим, нововведением, которое предлагается на рассмотрение депутатам, является ограничение некоторых действий сотрудников полиции. Если сейчас они могут взять на улице подозреваемого в уклонении и силой доставить в отделение полиции, то после принятия нового закона такие действия будут считаться незаконными. Для доставки уклониста нужен будет факт возбуждения административного дела в отношении подозреваемого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector