Содержание
Что такое НПФ и чем он отличается от ПФР?
Согласно Федеральному закону «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ, накопительные пенсионные отчисления представляют собой средства, которые выплачиваются работнику вследствие утраты им работоспособности или при достижении пенсионного возраста, при условии, что до момента получения выплат они находились на специализированном индивидуальном счете вкладчика (в НПФ или другой частной пенсионной компании).
Специализированный индивидуальный счет клиента присваивается каждому участнику договора ОПС. Для заключения договора клиент должен обратиться в любое отделение негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или дочерней компании, занимающейся оформлением договоров пенсионного страхования.
НПФ – финансовая организация, которая предоставляет услуги по обязательному пенсионному страхованию граждан и юридических лиц, а также заключению договоров НПО (негосударственного пенсионного обеспечения).
Согласно законам, работодатель обязан перечислять в ПФР 22% от размера заработной платы работника. 16% взносов по умолчанию перечисляются в страховую часть, вкладчик не может использовать их на увеличение будущей пенсии. Остальные 6% составляют накопительные взносы, которые россияне могут направить в НПФ для инвестирования.
ПФР, в отличие от НПФ, не инвестирует накопления вкладчиков. Они подлежат распределению с индивидуального лицевого счета клиентов на социальные нужды:
- пенсии;
- социальные отчисления;
- материальную помощь и т.д.
НПФ активно использует средства клиентов: за счет доходности фонда вкладчики получают инвестиционную прибыль. Накопительная пенсия в НПФ наследуется и не подлежит налогообложению, а также взысканию исполнительными органами. Вкладчик может неоднократно менять пенсионную компанию: переходить из одного НПФ в другой или возвращаться в ПФР.
НПФ не гарантирует 100% получение инвестиционного дохода. Выплаты производятся при достижении пенсионного возраста (в том числе досрочно) в виде надбавки к основной части пенсии или в виде единовременной выплаты (льготным категориям гражданам).
3.1 Перечень мероприятий по развитию и продвижению услуг нпф «Согласие»
При
рассмотрении системы негосударственных
пенсионных фондов России, всплывает
ряд проблем, которые мешают НПФ «Согласие»
функционировать
в полную силу.
— низкий
уровень социальных гарантий со
стороны государства;
—
невысокие доходы населения и низкий
уровень сбережений граждан;
—
неадекватное налогообложение НПФ;
— низкий
уровень вовлеченности средств в
инвестиционный оборот.
Программами по
негосударственному пенсионному
обеспечению и продуктами по страхованию
жизни не позволяет пользоваться гражданам
низкий средний уровень доходов. Кроме
того, продолжают снижаться показатели,
характеризующие склонность граждан
к сбережениям. По существу, сбережения
граждан не преобразуются в инвестиции.
При этом именно средства граждан могут
стать источником ресурсов для
экономического роста рынков НПФ и
долгосрочного страхования жизни.
Одной из причин
сложившейся ситуации является крайне
низкий горизонт планирования и
переоценка рисков. Люди просто не
оценивают «доходность-риски» на срок
более 1-2 лет, потому что считают
неопределенность слишком высокой. Такие
риски они брать на себя не хотят.
Вторая причина —
очень высокая субъективная ставка
дисконтирования, то есть по ощущениям
российских граждан скорость обесценения
денег существенно выше, чем уровень
инфляции и ставки по депозитам или
доходность по иным инструментам. Это
приводит к тому, что сбережения
населения снижаются. Это означает,
что при достаточно быстром росте доходов
население предпочитает не копить
деньги, а тратить их сразу. При этом, чем
быстрее растет благосостояние, тем
меньше люди сберегают и вкладывают
в финансовые инструменты.
—
Создание условий для решения проблемы
бедности пенсионеров и снижения
демографической нагрузки на трудоспособное
население. Это возможно осуществить за
счет использования механизмов
солидарной и накопительной составляющих
трудовой пенсии, а также создания
дополнительных стимулов по добровольному
пенсионному накоплению для граждан.
—
Привлечение дополнительных ресурсов
на финансирование пенсионных выплат
для сокращения разрыва между доходами
трудоспособного населения и пенсионеров.
Для этого необходимо создать условия,
которые будут стимулировать граждан
и работодателей для формирования
пенсионных накоплений через НПФ и
страховые компании.
—
Повышение информированности населения
о рынках НПФ и долгосрочного страхования
жизни, что приведет к повышению
ответственности граждан за свое
благосостояние после завершения
трудовой
деятельности посредством формирования
личных пенсионных накоплений.
—
Создание благоприятного налогового
климата.
—
Расширение допустимого инструментария
для размещения пенсионных резервов и
инвестирования пенсионных накоплений,
а также совершенствование требований
к размещению страховых резервов.
—
Придание НПФ статуса квалифицированного
инвестора.
—
Создание условий для повышения надежности
НПФ. Для успешного развития отрасли
негосударственных пенсионных услуг
требуется система гарантий, не зависящих
от самих рассматриваемых рынков. Также
необходимо создание системы
добровольного лицензирования фондов,
допускаемых к деятельности по ОПС,
участию в системе государственного
софинасирования добровольных накоплений
граждан и привлечению материнского
капитала в пенсионные накопления
граждан.
—
Развитие инфраструктуры рынков НПФ и
долгосрочного страхования жизни.
—
Совершенствование законодательной
базы. За весь период существования
организованного рынка негосударственных
пенсионных услуг был предпринят ряд
мер по совершенствованию законодательной
базы, которые не оказали позитивного
влияния на развитие НПФ. Например,
внесение изменений во вторую часть
Налогового кодекса РФ лишили вкладчиков
— юридических лиц льгот при работе с
НПФ, что сразу же отразилось на темпах
расширения пенсионными фондами
клиентской базы. Совершенствование
законодательной базы должно понизить
риски участников рынка.
—
Повышение квалификации специалистов,
работающих на рынках НПФ и долгосрочного
страхования жизни.
—
Принятие дополнительных мер, обеспечивающих
открытость и прозрачность рынков
НПФ и долгосрочного страхования жизни
для их участников, вкладчиков, партнеров.
—
Повышение эффективности системы
саморегулирования в деятельности
НПФ, объединяющей участников
рассматриваемых рынков в целях
выработки совместных позиций по
наиболее важным вопросам деятельности:
инвестирование, регулирование,
контроль деятельности и т.д.
—
Создание условий для развития
инфраструктуры рынка негосударственного
пенсионного обеспечения и накопительной
составляющей обязательного пенсионного
страхования.
—
Повышение роли рейтинговых агентств.
Развитию рынка негосударственных
пенсионных услуг должно способствовать
использование инструмента рейтинговых
оценок в регулировании со става и
структуры инвестиционных портфелей
НПФ при размещении средств пенсионных
резервов и инвестировании средств
пенсионных накоплений, в проводимых
конкурсных отборах и тендерах, а также
при выборе управляющих средствами
пенсионных резервов и пенсионных
накоплений.
—
привлечь к ним внимание и повысить
финансовую грамотность потенциальных
клиентов. Для этого нужно более масштабно
информировать население о результатах
деятельности НПФ. Возможно, необходимы
соответствующие дополнения в должностные
инструкции сотрудников Пенсионного
фонда РФ;
—
устранить пробелы в сфере законодательства,
в частности разработать специальную
методику для отражения финансового
результата деятельности НПФ;
—
доработать нормативную базу ведения
бухгалтерского учета с целью полного
отражения накопительной части пенсии;
—
повысить уровень жизни граждан, что
позволит за счет появления у них
свободных денежных средств осуществлять
дополнительные вложения в систему
негосударственного пенсионного
обеспечения.
Для продвижения
услуг НПФ «Согласие» необходимо сделать
акцент на работу с целевой аудиторией,
причем для каждой целевой аудитории
должны проходить «свои» мероприятия и
подаваться «своя» информация на «своем»
языке.
Характеристика
целевой аудитории НПФ «Согласие»
приведена в приложении 3.
Сформируем перечень
мероприятий по продвижению услуг НПФ
«Согласие» в табл.3.1.1
Таблица 3.1.1
Для кого актуален перевод средств туда?
Перевести средства в частный фонд могут все граждане, до достижения пенсионного возраста, 1967 года рождения и моложе. Пенсия остальных клиентов формируется только в страховые взносы. Таким клиентам актуально подключаться к программам софинансирования, т.е. самостоятельно перечислять взносы в НПФ для последующего инвестирования.
Граждане, соответствующие возрастной категории для заключения договора ОПС, могут не подключаться к дополнительным программам софинансирования. Их взносы будут выплачиваться самим работодателем в ПФР, откуда они перечисляются в размере 6% в выбранный НПФ. На индивидуальном лицевом счете клиента средства инвестируются, если за действующий период по договору ОПС компания имела финансовую прибыль.