Государственный фонд социальной защиты Азербайджана

История создания Фонда

При советской власти социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан в Азербайджане обеспечивались государством. Советская система пенсии была основана на принципе отсутствия каких-либо отчислений со стороны работающих граждан, а выдача пенсий государством осуществлялась непосредственно из государственногобюджета или государственных организаций.[4]

В 1990 году был основан Советский Фонд социального страхования и обязал все предприятия, учреждения, организации, кооперативы, совхозы, колхозы и другие организации в стране вносить отчисления в этот фонд. Вслед за этим, согласно Приказу Кабинета Министров Азербайджанской ССР и Совета Профессиональных Союзов Азербайджанской ССР «О совершенствовании управления в области социального страхования и порядке финансирования в Азербайджанской ССР» от 8 мая1991 года был создан Фонд Социального Страхования Азербайджанской ССР.[5]

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Согласно Приказу Совета Министров СССР «О создании Пенсионного Фонда СССР» от 15 августа 1991 года был учреждён Пенсионный Фонд СССР, и его отделения в союзных республиках, в том числе, в Азербайджанской ССР. Приказом Пенсионного Фонда СССР «Об уплате и учете страховых взносов в Пенсионный Фонд СССР и порядке расходования средств Пенсионного Фонда СССР», Пенсионному Фонду и Фонду Социального Страхования СССР было поручен сбор страховых взносов.[5]

С обретением независимости, ситуация в корне изменилась. Согласно Указу Президента Азербайджанской Республики от 16 декабря 1991 года Азербайджанское отделение Пенсионного Фонда СССР было переименовано в Пенсионный Фонд Азербайджанской Республики.[6]

С 1 июня 1992 годаНациональное собрание Азербайджана приняло закон «О Норме отчислений для социального страхования и фонда занятости», согласно которому взносы на социальное страхование составляли 40% от фонда заработной платы. Пенсионный фонд должен был получить 85% от этой суммы, а остальные 15% пошли бы в Фонд социального страхования.

Государственный фонд социальной защиты Азербайджана

В целях совершенствования и модернизации системы социального обеспечения в стране, 30 сентября 1992 года президентАбульфаз Эльчибей издал указ отменить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и создал вместо них Государственный фонд социальной защиты (ГФСЗ).[5] Основная функция ГФСЗ — финансирование государственного пенсионного обеспечения, пособий и расходов по выплатам на территории республики.

Законы о социальном страховании и пенсионные реформы в 1997 и 2001 годах и дальнейшее совершенствование системы социального обеспечения поместили его в соответствие с международными стандартами. В 1997 году в силу вступил Закон Азербайджанской Республики «О социальном страховании», согласно которому Государственный Фонд Социальной Защиты был наделён привилегией осуществления государственного управления в сфере обязательного социального страхования.

[5] Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года, была утверждена «Концепция пенсионной реформы в Азербайджанской Республике» (полное формирование сфер социального страхования и пенсионного обеспечения в соответствии с европейскими стандартами). На протяжении 2001-2005 годов были проведены мероприятия, направленные на  перестройку деятельности ГФСЗ.[5]

Согласно Закону Азербайджанской Республики от 27 ноября 2001 года «О персонифицированном учете в системе государственного социального страхования», ГФСЗ превратился в центральный орган исполнительной власти, ведущий персонифицированный учет в системе социального страхования.[5]

4 августа 2003 года другой УказПрезидента «О мерах по совершенствованию системы государственных пенсий в Азербайджанской Республике» постановил, что функции Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики по предоставлению, финансированию и контролю за выплатами пенсий и дополнительных льгот будут переданы Государственному фонду социальной защиты.

Указами Президента АР №498 и №499 от 22.12.2006, ГФСЗ стал обеспечивать обязательным социальным страхованием, а также назначать трудовые пенсии военнообязанным лицам и лицам со специальным званиями. Были внесены изменения в Устав Фонда.[5]

Деятельность ГФСЗ

Осенью 2011 года в систему ГФСЗ была внедрена электронно-цифровая подпись. Был учреждён Центр по выдаче электронно-цифровой подписи.[7]

Государственный фонд социальной защиты начал автоматическую процедуру назначения пенсии по возрасту из единого центра с 11 июля 2013 года.[8]

В 2014 году руководством ГФСЗ был завершён процесс назначения пяти видов социальных пособий:

  1. по потере трудоспособности;
  2. по беременности и родам;
  3. по рождению ребенка;
  4. по присмотру за детьми до 3-х лет;
  5. на погребение.[9]

Весной 2015 года было завершено внедрение модели PROST (Pension Reform Options Simulation Toolkit) в систему социального обеспечения республики со стороны Государственного Фонда Социальной Защиты (ГФСЗ).[10]

7 августа 2017 года глава государства — Президент Ильхам Алиев подписал Указ о применении закона «Об обязательном страховании от безработицы», по которому отчисления на обязательное страхование от безработицы будут накапливаться в ГФСЗ.[11]

Question book-4.svg

Осенью 2011 года в систему ГФСЗ была внедрена электронно-цифровая подпись. Был учреждён Центр по выдаче электронно-цифровой подписи[7].

Государственный фонд социальной защиты начал автоматическую процедуру назначения пенсии по возрасту из единого центра с 11 июля 2013 года[8].

  1. по потере трудоспособности;
  2. по беременности и родам;
  3. по рождению ребенка;
  4. по присмотру за детьми до 3-х лет;
  5. на погребение[9].

Весной 2015 года было завершено внедрение модели PROST (Pension Reform Options Simulation Toolkit) в систему социального обеспечения республики со стороны Государственного Фонда Социальной Защиты (ГФСЗ)[10].

7 августа 2017 года глава государства — Президент Ильхам Алиев подписал Указ о применении закона «Об обязательном страховании от безработицы», по которому отчисления на обязательное страхование от безработицы будут накапливаться в ГФСЗ[11].

Расходы и доходы ГФСЗ

В 2016 году расходы Государственного фонда социальной защиты составили 3 078,6 млн. манатов, из которых 1 100 млн. манатов было переведено из государственного бюджета[12], а в 2014 году эти показатели составили 2 928,5 млн. манатов и 1 142 манатов соответственно.[13]

Расходы и доходы Государственного фонда социальной защиты при Министерстве труда и социальной защиты населения на 2017 год составили 3,4 тыс. Манатов, из которых 1 270 000 манатов или 37,4% были переведены из государственного бюджета.[14]

В 2018 году доходы ГФСЗ увеличились на 10, 5 % (95, 01 млн манатов).[15][16]

Международные отношения

ГФСЗ поддерживает тесное сотрудничество с такими организациями, как Программа Развития Организации Объединенных Наций, Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Международный Валютный Фонд.[5]

ГФСЗ стал полноправным членом Международной Ассоциации Социального Обеспечения (МАСО) на 88-ом по счёту заседании (6-7 мая 2004 года, Женева). На 28-ой Генеральной Ассамблее МАСО (12-18 сентября 2004 года, Пекин) председатель ГФСЗ был избран членом Бюро МАСО.[17]

С  ноября 2006 года ГФСЗ стал официальным членом Международной Ассоциации Социальных и Пенсионных Фондов.[17]

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

На I Всемирном Форуме Социального Обеспечения (10-15 сентября 2007 года, Москва), ГФСЗ был избран членом Руководящего Комитета новообразованной “Европейской Сети” Международной Ассоциации Социального Обеспечения.[5]

Литература

  • Законодательство социального обеспечения Азербайджанской Республики. (Сбор­ник нормативно-правовых актов). Баку, Изд-во «Ганун», 2007 г.
  • Отчет Министерства Труда и Социальной Защиты Населения Азербайджанской Республики по итогам 2007 года.
  • Отчет о деятельности Министерства Труда и Социальной Защиты Населения Азербайджанской Республики по итогам 2008 года.
  • Статистические показатели Азербайджана 2008: Государственный Комитет Статистики Азербайджана. Баку: Изд-во «Сада», 2008.
  • А.Алиев, А.Кулиев. Экономические и методологические основы социальной сферы. Баку, Издательство «Адилоглы», 2005 г.
  • Мамедова М.Н. Адресная социальная помощь как одна из стратегий умень­ше­ния бедности. / Материалы научно-практической конференции по теме «Эко­но­ми­ка Азербайджана на новом этапе развития: достижения, проблемы, предложения». Баку, Изд-во «Эльм», 2006 г.
  • Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. Учебник для ВУЗов. Москва, Русская деловая литература. 1999 г.
  • Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы.М. Изд-во УНИОН РАН, 2006 г.
  • Исмаилова Н.Р. Эволюция социальной защиты и социального обеспечения в военной структуре Азербайджанской РЕСПУБЛИКИ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.

Внешние ссылки

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).

Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.

Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector