Организация работы органов социального обеспечения

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛОВ НАЗНАЧЕНИЯ, ЕРЕРАСЧЕТА, ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ

Заявление о назначении пенсии подается в территориальный
орган ПФР по месту жительства. Граждане РФ, не имеющие под­твержденного
регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают
заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего
пребывания. Граждане РФ не имеющие подтвержденного регистрацией места
жительства места пребывания, подают заявление о назначении пенсии в тер­риториальный
орган ПФР по месту своего фактического прожива­ния.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после
возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи
соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть приня­то
территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина,
однако не ранее, чем за месяц до возникнове­ния права на эту пенсию.

Граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за ус­тановлением
пенсии в территориальный орган ПФР по месту нахо­ждения исправительного
учреждения, в котором они отбывают на­казание, через администрацию этого
учреждения.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия,
являет­ся несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту
жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечите­ля). При этом если
родители (усыновители) ребенка проживают раз­дельно, то заявление подается по
месту жительства того из родите­лей (усыновителей), с которым проживает
ребенок.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за
назначением пенсии самостоятельно.

В целях улучшения качества обслуживания граждан ПФР систематически
обобщает опыт работы своих территориальных органов. Отделение ПФР по Кабардино-Балкарской
Республике разработало и внедрило технологию по распределению функциональных
обязанностей между специалистами Управления ПФР в городах и районах. Данная
технология получила высокую оценку в Правлении ПФР, была обобщена и рекомендована
для внедрения в субъектах РФ.

В связи с этим был разработан Порядок организации назначе­ния
пенсий в условиях клиент-серверной технологии обязательного пенсионного
страхования на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерас­чета
размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соот­ветствии с Федеральным
законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и
Законом о трудовых пенсиях, утвержденные постановлением Министерства труда и со­циального
развития РФ и ПФР № 17/19пб, предусматривают, что застрахованное лицо в сроки,
установленные этими Правилами, обращается к специалистам группы приема
документов для назна­чения пенсий Управления ПФР с заявлением для назначения
пен­сии и представляет документы, необходимые для установлений трудовой пенсии.

Назначение, перерасчет и: переход с одной пенсии на другую
после регистрации в системе обязательного пенсионного страхова­ния производятся
на основании подлинника выписки из индивиду­ального лицевого счета
застрахованного лица.

Подлинник выписки с документами страхователя, подтверждаю­щими
периоды трудового (страхового) стажа и заработка, после ре­гистрации в системе
обязательного пенсионного страхования (трудовыми книжками, справками о
заработке и т. д.) не сверяется, за исключением спецстажа.

1)проверяют паспортные
данные или другие документы, удостоверяющие личность; проверяют наличие
страхового свидетельства  обязательного
пенсионного страхования; проставляют номер свидетельства на заявлении о
назначении (перерасчете) пенсии и в Журнале регистрации решений комиссии по
назначению пенсий;

2)проверяют правильность оформления заявления и соответствие
изложенных в нем сведений представленным документам, выдают
расписку-уведомление, в которой указывают дату приема заявления, перечень
недостающих документов и сроки их представления. Истребуют от юридических и
физических лиц недостающие доку­менты, необходимые для назначения пенсии.

Необходимые для назначения пенсии сведения индивидуально­го
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенси­онного страхования,
в том числе и недостающие, представляются территориальным органом ПФР
дополнительно к документам зая­вителя. В качестве документа, подтверждающего сведения
индиви­дуального (персонифицированного) учета в системе обязательного
пенсионного страхования, представляется подлинник выписки из индивидуального
лицевого счета застрахованного лица.

В случае, если выписку представляет застрахованное лицо,
она должна быть заверена подписью начальника управления и печатью. Исправления
в выписке не допускаются;

фото 1368_1

3)в тот же день
оформляют запрос на получение выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного
лица и передают на исполнение в отдел организации персонифицированного учета и взаимодействия
со страхователями и застрахованными лицами;

4)дают оценку сведениям
индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения о стаже и заработке застрахованного лица за
2000—2001 гг. должны присутствовать в выписке в обязательном по­рядке (при
условии регистрации в системе обязательного пенсион­ного страхования и работы в
этот период).

Если соотношение среднемесячного заработка в выписке за
2000—2001 гг. к среднемесячной заработной плате в стране за этот же период
меньше чем 1.2, специалист группы приема документов рекомендует заявителю
(страхователю) представить для назначения пенсии справку о среднемесячном
заработке за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г.

В том случае, если застрахованное лицо было
зарегистрировано в системе персонифицированного учета, а в выписке отсутствуют
сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды после регистра­ции в системе
обязательного пенсионного страхования и их невоз­можно истребовать от
работодателя по причине ликвидации, отсут­ствия финансово-хозяйственной
деятельности и об этом в выписке имеется соответствующая запись специалиста по
работе со страхо­вателями и застрахованными лицами (куратора), то вопрос о зачете
указанного периода в трудовой стаж застрахованного лица выносит­ся на комиссию
по назначению пенсии Управления ПФР.

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифици­рованного)
учета необходимых сведений за период после регистра­ции застрахованного лица в
системе обязательного пенсионного страхования уведомляют заявителя,
работодателя либо государст­венные (муниципальные) органы, разъясняют порядок и
сроки их представления;

5)если отсутствуют
сведения от работодателя, зарегистрированного в другом районе края или регионе
России, истребуют от застрахованного лица письменное заявление о дополнении
лицевого счета, в котором заявитель указывает все необходимые данные о страхователе.
Заявление и выписку передают специалистам по работе с запросами;

6)в случае наличия в
выписке сведений о спецстаже;

сверяют содержащиеся в ней сведения с документами, содержа­щими
данные о специальном стаже, представленными работодате­лями;

при отсутствии расхождений между документами, содержащими
данные о специальном стаже и сведениями персонифицированного учета, приобщают
выписку к материалам пенсионного дела;

при обнаружении несоответствия между документами работника
о специальном стаже работы с полученной выпиской информируют заявителя
(страхователя) о составе сведений и необходимости их уточнения;

передают пакет документов специалистам по оценке пенсион­ных
прав для дальнейшей работы;

7)         в
том случае, если заявитель или работодатель либо другой государственный
(муниципальный) орган не представили недостающие сведения в трехмесячный срок,
принимают решение о продлении срока до получения недостающих сведений
индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного
пенсионного страхования.

Если после назначения пенсии с согласия застрахованного
лица, по данным персонифицированного учета, имеющимся на дату пода­чи заявления
о назначении пенсии, поступает новая выписка из ли­цевого счета застрахованного
лица (дополненная недостающими сведениями о стаже и заработке), решение о назначении
пенсии от­меняется. Выносится повторное решение о назначении пенсии с

первоначальной даты подачи заявления пенсионера о
назначении пенсии.

Право разрешения споров по вопросам назначения (перерасче­та)
и выплате пенсий принадлежит комиссии по назначению, пере­расчету и выплате
пенсий рай(гор)управлений ПФР.

1)по запросам группы
приема документов обращаются в ПТК СПУ, формируют и печатают выписку и
сопроводительную ведомость к ней;

2)проверяют  полученные выписки на соответствие запросу. Подписанные
специалистом выписки регистрируются в «Журнале регистрации выписок из лицевого
счета застрахованного лица для назначения (перерасчета) пенсий*, после чего
вместе с сопроводительной ведомостью передаются в группу приема документов для назначения
пенсии;

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

Справка! В 1964 году данное право, хотя и в несколько усеченном виде, появилось и у жителей сельской местности, работающих в колхозах. Начиная с этого времени можно говорить о том, что в Советском Союзе в полной мере сложилась система пенсионного обеспечения.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы  в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Организация работы органов социального обеспечения

Важно! На данный момент Пенсионный фонд России является еще и одним из крупнейших работодателей – всего в его структурах трудятся более 100 тыс. человек.

1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 г. Одобрен Советом
Федерации 15 ноября 1995 г.

(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа,
29, 30 декабря 2001 г.,
29 мая 2002 г.,
10 января 2003 г.)

Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4563. Извлечение 1

Настоящий Федеральный закон определяет государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответст­вии с
общепризнанными принципами и нормами международного права и международными
договорами Российской Федерации.

Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов

1.Реабилитация
инвалидов — система медицинских,
психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных
на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений
жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством
функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального
статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

1)медицинскую
реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной
хирургии; протезирования и ортезирования;

Организация работы органов социального обеспечения

2)профессиональную
реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации,
профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и
трудоустройства;

3)социальную
реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой
адаптации.

Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации
инва­лидов

Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов — га­рантированный
перечень реабилитационных мероприятий, техниче­ских средств и услуг,
предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов и по­рядок
ее реализации утверждаются Правительством Российской Фе­дерации.

Реабилитационные технические средства и услуги предоставля­ются
инвалидам, как правило, в натуральной форме.

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации
инвалида

Индивидуальная программа реабилитации инвалида — разрабо­танный
на основе решения Государственной службы медико-соци­альной экспертизы комплекс
оптимальных для инвалида реабили­тационных мероприятий, включающий в себя
отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, про­фессиональных
и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию
нарушенных или утраченных функ­ций организма, восстановление, компенсацию
способностей инва­лида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государ­ственной власти,
органами местного самоуправления, а также орга­низациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как
реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии
с федеральной базовой программой реа­билитации инвалидов, так и
реабилитационные мероприятия, в оп­лате которых принимают участие сам инвалид
либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и
форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых
индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше
установленного федеральной базовой программой реа­билитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида
рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и
объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным
техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коля­ски,
протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специ­альным шрифтом,
звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или
сурдопереводом, другими анало­гичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилита­ции
техническое или иное средство либо услуга не могут быть пре­доставлены инвалиду
или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за
собственный счет, то ему выплачи­вается компенсация в размере стоимости технического
или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от
индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализа­ции отдельных ее
частей освобождает соответствующие органы го­сударственной власти, органы
местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инва­лиду
права на получение компенсации в размере стоимости реаби­литационных
мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Статья 12. Государственная
служба реабилитации инвалидов

Государственная служба реабилитации инвалидов — совокуп­ность
органов государственной власти независимо от ведомствен­ной принадлежности,
органов местного самоуправления, учрежде­ний различного уровня, осуществляющих
мероприятия по меди­цинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов
осуществляется Министерством социальной защиты населения Рос­сийской Федерации.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие
процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитацион­ными программами.

Федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом
региональных и территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений
и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной
реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств
реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных
реабилитационных учреждений, а также фондов различных форм собственности и
взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.

Финансирование реабилитационных мероприятий осуществля­ется
за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъ­ектов Российской
Федерации, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского
страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального
страхования Российской Федерации (в соответствии с положениями об указан­ных
фондах), других источников, не запрещенных законодательст­вом Российской
Федерации.

Порядок организации и деятельности Государственной службы
реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Образование
инвалидов

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для
получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в
общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходи­мости специальными
техническими средствами, так и в специаль­ных образовательных учреждениях и
регулируется законодательст­вом Российской Федерации, законодательством субъектов
Россий­ской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного об­щего,
среднего (полного) общего образования, начального профес­сионального, среднего
профессионального и высшего профессио­нального образования в соответствии с
индивидуальной програм­мой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных
учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответ­ствии с
законодательством Российской Федерации, законодательст­вом субъектов Российской
Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для по­лучения
профессионального образования, создаются специальные профессиональные
образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия
в профессиональных образова­тельных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование
инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для
инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными
стандартами на основе образова­тельных программ, адаптированных для обучения
инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профес­сиональных
образовательных учреждениях для инвалидов регламен­тируется нормативными
правовыми актами, организационно-мето­дическими материалами соответствующих
министерств и иных фе­деральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием обеспечива­ют
учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и
литературой, а также обеспечивают уча­щимся возможность пользования услугами
сурдопереводчиков.

Статья 20, Обеспечение занятости инвалидов

1)осуществления льготной
финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий,
применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений
инвалидов;

Организация работы органов социального обеспечения

2)установления в
организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных
рабочих мест для инвалидов;

3)резервирования рабочих
мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4)стимулирования
создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест
(в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 5 ноября 1995 г. Российская газета.
1995. № 243.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права
устанавливает основы правового регулирова­ния в области социального
обслуживания населения в Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность со­циальных
служб по социальной поддержке, оказанию социаль­но-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и
материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся
в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о
социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслу­живании
состоит из настоящего Федерального закона, других феде­ральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

1) социальные службы — предприятия и учреждения независи­мо
от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане,
занимающиеся предпринимательской деятельно­стью по социальному обслуживанию
населения без образования юридического лица;

2)клиент социальной
службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи
с этим предоставляются социальные услуги;

3)социальные услуги —
действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной
настоящим Федеральным законом;

4)трудная жизненная
ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина
(инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом,
болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие
определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье,
одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4. Системы социальных служб

1.Государственная
система социальных служб — система, состоящая как из государственных предприятий
и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся
в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных
предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью
субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации.

2.К муниципальной
системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения
социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

3.Социальное
обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности
и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному
обслуживанию населения без образования юридического лица.

4.Государство
поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

Статья 5. Принципы социального обслуживания

1)адресности;

2)доступности;

3)добровольности;

4)гуманности;

5)приоритетности
предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной
жизненной ситуации;

6)конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Статья 6. Государственные стандарты социального обслуживания

1.Социальное
обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают
основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям
их оказания.

2.Государственные
стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством Российской
Федерации.

3.Требования,
установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются
обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей
территории Российской Федерации.

Глава II. Обеспечение права граждан на социальное
обслуживание

Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание

1.Государство
гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной
системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным
законом.

2.Социальное
обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя,
другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного
самоуправления, общественного объединения.

3.Каждый гражданин
вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную
информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.

4.Иностранные граждане и
лица без гражданства пользуются в Российской Федерации тем же правом на
социальное обслуживание, что и граждане Российской Федерации, если иное не
установлено международными договорами Российской Федерации.

Статья 8. Материальная помощь

1.Материальная  помощь предоставляется гражданам, находящимся
в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания,
средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других
предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных
средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в
постороннем уходе.

2.Основания и порядок
предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.

Статья 9. Социальное обслуживание на дому

1.Социальное
обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам,
нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

2.Одиноким гражданам и
гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с
преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в
виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Статья 10. Социальное обслуживание в стационарных
учреждениях

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях соци­ального
обслуживания осуществляется путем предоставления соци­альных услуг гражданам,
частично или полностью утратившим спо­собность к самообслуживанию и нуждающимся
в постоянном по­стороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их
возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, прове­дение мероприятий
медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также
организацию посильной трудо­вой деятельности, отдыха и досуга.

Статья 11. Предоставление временного приюта

Временный приют в специализированном учреждении социаль­ного
обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, остав­шимся без попечения
родителей, безнадзорным несовершеннолет­ним, детям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, гражда­нам без определенного места жительства и определенных
занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического наси­лия,
стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтниче­ских конфликтов,
другим клиентам социальной службы, нуждаю­щимся в предоставлении временного
приюта.

Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях
соци­ального обслуживания

В учреждениях
социального обслуживания в дневное время пре­доставляется социально-бытовое, социально-медицинское
и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному
передвижению гражданам преклонного возраста и инва­лидам, а также другим лицам,
в том числе несовершеннолетним, на­ходящимся в трудной жизненной ситуации.

Статья 13. Консультативная помощь

В учреждениях социального обслуживания клиентам социаль­ной
службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и
социально-медицинского обеспечения жизнедея­тельности, психолого-педагогической
помощи, социально-правовой зашиты.

Статья 14. Реабилитационные услуги

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной,
социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ог­раниченными
возможностями, несовершеннолетним правонаруши­телям, другим гражданам, попавшим
в трудную жизненную ситуа­цию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Статья 15. Плата за социальное обслуживание

1.Социальное
обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

2.Бесплатное социальное
обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по
основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок
предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством
Российской Федерации.

3.Платные социальные
услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.

4.Условия и порядок оплаты
социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются
ими самостоятельно.

Статья 16. Основания для бесплатного социального
обслуживания в государственной системе социальных служб

1) гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с
преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников,
которые могут обеспечить им помощь и уход, — если среднедушевой доход этих
граждан ниже прожиточного мини­мума, установленного для региона, в котором они
проживают; -;

3) несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизнен­ной
ситуации.

2)Дополнительные основания, по которым предоставляется
бесплатное социальное обслуживание, устанавливаются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.

Глава III. Организация социального обслуживания

Статья 17. Учреждения и предприятия социального
обслуживания

1)комплексные центры
социального обслуживания населения;

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Внимание! Региональные отделения принимают жалобы на неправомерные действия сотрудников муниципальных отделов ПФР в порядке подчиненности.

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛОВ НАЗНАЧЕНИЯ, ЕРЕРАСЧЕТА, ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ

4)оформляют и направляют
«Запросы о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета
застрахованного лица» в другие управления ПФР, края или регионы России;

5)контролируют получение
ответа на запрос. Полученный ответ регистрируют и передают в группу приема
документов;

6)         после
получения недостающих сведений от работодателей и ввода их в ПТК СПУ формируют
повторную выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и
передают ее в группу приема документов.

При получении промежуточного ответа на запрос о дополнении
лицевого счета застрахованного лица, в котором указывается причи­на задержки и
предполагаемая дата его исполнения, ответ регистри­руется в журнале и
передается группе приема документов из отдела назначения пенсий для информации
и принятия решения о продле­нии указанного срока до получения недостающих
сведений индиви­дуального (персонифицированного) учета.

После выполнения действий, указанных в п. 5, и уточнения ин­дивидуального
лицевого счета (ИЛС) выполняются действия, опи­санные В П- 6.

После назначения пенсии обрабатываются сопроводительные
ведомости в ПТК СПУ.

Специалисты по оценке пенсионных нрав застрахованных лиц-

1)в случае обнаружения
несоответствия между документами работника и полученной выпиской, содержащей
данные о специальном стаже работы, срочно выясняют причины расхождений и при необходимости
проводят документальные проверки обоснованности включения в Перечни льготных
профессий отдельных должностей и внесения данных о специальном стаже работы в
индивидуальные сведения застрахованных лиц;

2)истребуют от
работодателя корректирующие формы индивидуальных сведений, содержащих данные о
специальном стаже;

3)контролируют
представление корректирующих форм индивидуальных сведений, содержащих данные о
специальном стаже, и проверяют их;

4)передают
корректирующие формы индивидуальных сведений вместе с первичной выпиской в отдел
организации персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и
застрахованными лицами для обработки и получения повторной выписки.

1)вносят в АРМ «ИНСО»
номер свидетельства государственного пенсионного страхования заявителя и
регистрационный номер работодателя, представившего документы для назначения
(перерасчета) пенсии на застрахованное лицо;

2)формируют пенсионное
дело при наличии всех необходимых документов;

3)производят в
установленные сроки назначение (перерасчет) пенсий с использованием данных персонифицированного
учета.

Решение о назначении (перерасчете) пенсии по данным инди­видуальных
сведений, не прошедших окончательной обработки в ПТК СПУ, принимается комиссией
по назначению и перерасчету пенсий. До получения окончательной выписки из
лицевого счета пенсионное дело находится на контроле;

4)         вносят
отметку о назначении пенсии в сопроводительную ведомость после контроля. Сопроводительные
ведомости с отметкой о назначении пенсии передаются в отдел персонифицированного
учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами;

1)проверяют правильность
назначения пенсии;

2)передают пенсионное
дело руководителю отдела, который заверяет все документы подписью и печатью
отдела и передает пенсионное дело в группу приема документов для назначения
пенсии.

1)в установленный срок
оформляют пенсионное удостоверение;

2)передают
застрахованному лицу пенсионное удостоверение и подлинники документов;

3)передают пенсионное
дело в отдел обработки.

Специалисты отдела выплаты формируют реестры на выплату и
передают отработанное пенсионное дело в группу приема доку­ментов.

Специалисты группы приема документов для назначения пен­сии
передают пенсионное дело в архив.

После назначения пенсии сопроводительные ведомости с отмет­кой
о назначении пенсии, заверенные подписью и печатью началь­ника, возвращаются в
отдел персонифицированного учета для даль­нейшей обработки в соответствии с
существующими требованиями.

Порядок приема и обработки документов для перерасчета раз­мера
трудовой части пенсии аналогичен порядку при назначении трудовой пенсии.

Заявление о перерасчете размера трудовой пенсии принимается
специалистом группы приема документов для назначения пенсий при условии
одновременного представления пенсионером всех не­обходимых документов и
регистрируется в Журнале регистрации ре­шений комиссии по перерасчетам пенсий.

В соответствии со ст. 20 Закона о трудовых пенсиях
заявление о перерасчете размера трудовой пенсии рассматривается не позднее чем
через 5 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми Документами.

Специалист приема документов для назначения
пенсий оформляет запрос на получение выписки из индивидуального лицевого счета
застрахованного лица и передает запрос в тот же день в отдел организации
персонифицированного учета и взаимодействия страхователями и застрахованными
лицами.

Специалисты отдела персонифицированного учета и взаимодействия
по страхователями и застрахованными лицами запрашивают в ПТК СПУ, формируют и
печатают выписку и сопроводительную ведомость к ней, проверяют ее на
соответствие запросу, выписка завернется и направляется в группу приема документов
для назначения пенсий.

Специалисты группы приема документов для
назначения пенсии дают оценку сведениям индивидуального персонифицированного
учета, при наличии расхождений документов с данными индивидуального лицевого
счета знакомят заявителя со сведениями, содержащимися в выписке.

Специалист группы обработки документов для назначения пен­сии
производит перерасчет пенсии застрахованному лицу. Решение о перерасчете пенсии
должно быть принято в пятидневный срок. Пенсионное дело передает в группу
контроля.

После проверки пенсионное дело передается в группу
обработки пенсионной документации для формирования реестра и дальнейшей
передачи пенсионного дела в отдел выплаты.

Перерасчет размера трудовой пенсии не может быть осуществ­лен,
если полученная выписка содержит неполные сведения о тру­довом стаже и
заработке застрахованного лица или если выписка не представлена в течение
установленного пятидневного срока. В этом случае комиссией по назначению,
перерасчету и выплате пенсий выносится решение об отказе в перерасчете пенсии.

Если требуемая выписка представляется после вынесенного ре­шения
об отказе в перерасчете размера трудовой части пенсии, то первоначальное
решение отменяется. Выносится повторное реше­ние о перерасчете размера пенсии с
1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ранее было принято
заявление пенсионера.

1)отслеживают, чтобы на
момент обращения граждан за пенсией сведения о стаже и заработке на работников
предприятий за периоды после регистрации в системе персонифицированного учета в
качестве застрахованного лица присутствовали в базе данных персонифицированного
учета;

2)проводят предварительную разъяснительную работу со страхователями
(работодателями) о порядке заблаговременного ознакомления и формирования
индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, уходящих на пенсию;

3) проверяют представленные страхователями сведения о трудовом
стаже и заработке застрахованных лиц, уплату страховых взносов,проводят
работу по заблаговременному пополнению и уточнению лицевых счетов
застрахованных лиц, используя Списки работников, уходящих на пенсию, при
необходимости истребуют индивидуальные сведения;

4)принимают от
страхователя (работодателя) индивидуальные сведения о стаже и заработке на всех
работников организации, в том числе формы «ПЕНС» за межотчетный период;
принимают индивидуальные сведения от физических лиц, самостоятельно
уплачивающих взносы в ПФР (за периоды после 1 января 2002 г. на бумажном носителе,
форма СЗВ-4-1).

5)в целях оказания
практической помощи застрахованному лицу в случаях, когда его трудовая деятельность
проходила в другом городе края или регионе Российской Федерации, приглашают
застрахованное лицо в орган ПФР для заполнения «Запроса застрахованного лица о
представлении выписки» (форма СЗВ-26), для получения предварительной выписки из
индивидуального лицевого счета и передают запрос на исполнение специалистам по
подготовке выписок, После получения из ПТК. СПУ предварительной выписки знакомят
с нею застрахованное лицо;

6)в случаях, когда в выписке отсутствуют сведения за периоды трудовой
деятельности в другом городе края или регионе Российской Федерации,  кураторы принимают от застрахованного лица письменное
заявление о дополнении его лицевого счета. В заявлении застрахованное лицо
указывает все необходимые для направления запроса сведения, в том числе данные
о работодателе и периоде работы в другом районе (регионе). Заполненное
заявление передается на исполнение специалистам по работе с запросами;

7) принимают от
страхователя корректирующие формы индивидуальных сведений (с разбивкой по
месяцам сумм, выплаченных за период временной нетрудоспособности, по основным и
дополнительным отпускам в соответствии с письмом ПФР от 14 июня 2001 г. № МЗ-08-27/4904) в
том случае, если представление корректирующих форм повлияет на размер пенсии
(например, на стыке года).

В случае, если индивидуальный
лицевой счет содержит неполные сведения за период после регистрации в системе
обязательного пенсионного страхования и установлен факт ликвидации страхователя,
неведения страхователем хозяйственной деятельности и (или) отсутствует
возможность дополнения недостающих сведений, купа торы уведомляют об
этом застрахованное лицо.

В выписку при этом вносится соответствующая запись
(например: «Предприятие ликвидировано 30 мая 1999 г. Страховые взносы с 1
января 1997 по 30 мая 1999 гг. начислялись (не начислялись)». При получении
фиктивной расчетной ведомости сумма уплаченных страховых взносов прини­мается
равной сумме начисленных.

1996 г. № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и
платных социальных услуг государственными социальными службами»

Принят Государственной Думой 25 июня 1999 г. Одобрен Советом
Федерации 2 июля 1999 г.

Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и орга­низационные
основы оказания государственной социальной помо­щи малоимущим семьям или
малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не
являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных
гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

государственная социальная помощь — предоставление малоиму­щим семьям или малоимущим одиноко
проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной
системы Рос­сийской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций,
жизненно необходимых товаров;

социальное пособие —
безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств
соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия — имеющая
целевое назначение оплата предоставляе­мых гражданам материальных благ или
оказываемых услуг;

компенсация —
возмещение гражданам произведенных ими рас­ходов, установленных законодательством.

Статья 2. Законодательство о государственной социальной
помощи

Законодательство о государственной социальной помощи состо­ит
из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»,
Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации», настоящего Федерально­го закона, других федеральных законов и иных
нормативных право­вых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных
пра­вовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Цели оказания государственной социальной
помощи

Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также мало­имущих одиноко
проживающих граждан, среднедушевой доход ко­торых ниже величины прожиточного минимума,
установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного и рационального использования бюджетных средств.

Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области
оказания государственной социальной помощи

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации по вопросам установления основ пра­вового
регулирования в области оказания государственной социаль­ной помощи;

разработка и реализация федеральных целевых программ оказа­ния
гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации;

формирование федерального бюджета в части расходов на ока­зание
государственной социальной помощи;

установление видов государственной социальной помощи, ока­зание
которых обязательно на территории Российской Федерации.

Статья 5. Источники оказания государственной социальной
по­мощи

Источниками оказания государственной социальной помощи
являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъ­ектов Российской
Федерации и средства местных бюджетов.

В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Россий­ской
Федерации и средств местных бюджетов на оказание государ­ственной социальной
помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам
местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной
системы Рос­сийской Федерации или дополнительных источников в порядке, ус­тановленном
законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Периоды оказания государственной социальной
помощи

Государственная социальная помощь может оказываться едино­временно
или на период не менее трех месяцев,

Статья 7. Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть
малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по
независящим от них причинам имеют среднедуше­вой доход ниже величины
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума мало­имущей
семьи или малоимущего одиноко проживающего граждани­на устанавливается
субъектом Российской Федерации с учетом ве­личин прожиточных минимумов,
установленных для соответствую­щих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте Российской Федерации не установле­ны
величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов,
установленных Правительством Россий­ской Федерации.

Статья 8. Порядок назначения государственной социальной
помощи

1.Государственная
социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по
месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко
проживающего гражданина.

2.Государственная
социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной
форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени
своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного
представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства
или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе
семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены
посредством дополнительной проверки (комиссионного обследова­ния), проводимой
органом социальной защиты населения самостоя­тельно.

Организации несут ответственность за достоверность
сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с зако­нодательством.

3.         Уведомление
о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении
должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной зашиты
населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем
через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых
документов.

При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного
обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем
сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен
дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой
проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не
позднее чем через 30 дней по­сле подачи заявления.

4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в
том числе доходов от принадлежащего на праве собственности иму­щества,
устанавливается федеральным законом, а до его приня­тия — Правительством
Российской Федерации.

Статья 9. Отказ в назначении государственной социальной
помощи

В случае представления заявителем неполных и (или) недосто­верных
сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на
праве собственности орган социальной за­щиты населения по месту жительства или
месту пребывания отказы­вает заявителю в назначении государственной социальной
помощи.

Отказ в назначении государственной социальной помощи по
этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий ор­ган социальной
зашиты населения и (или) в суд.

Статья 10. Основания для прекращения оказания
государственной социальной помощи

1.Заявитель обязан
известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную
социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо
продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений
о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве
собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

2.В случае установления
органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных
заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье)
имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных
сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение
государственной социальной помощи на период, 
устанавливаемый  органами  социальной 
защиты  населения субъекта
Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная
помощь заявителю незаконно оказывалась.

3.Прекращение оказания
государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в
вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Статья 11. Размер государственной социальной помощи

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям
и малоимущим одиноко проживающим гражданам, средне­душевой доход которых ниже
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской
Федерации, опреде­ляется законодательством субъектов Российской Федерации в пре­делах
разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов
малоимущей семьи или малоимущего оди­ноко проживающего гражданина.

Статья 12. Виды оказания государственной социальной
помощи

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенса­ции
и другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда,
обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2.         Органы
местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи
в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях
полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в
соответст­вие с настоящим Федеральным законом

Президенту Российской Федерации и Правительству Россий­ской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соот­ветствие с настоящим
Федеральным законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального
закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня установ­ления
Правительством Российской Федерации величины прожиточ­ного минимума в
соответствии с Федеральным законом «О прожи­точном минимуме в Российской
Федерации».

1993 г. «О мерах по профессиональной
реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»

6)создания условий для
предпринимательской деятельности инвалидов;

7)организации обучения
инвалидов новым профессиям.

Статья 21. Установление квоты для приема на
работу инвалидов

Организациям, численность работников в которых составляет
более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инва­лидов в процентах
к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4
процентов).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими ор­ганизации,
в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный)
капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов,
освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Механизм установления квоты в организациях определяется ор­ганами
государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае невыполнения или невозможности выполнения уста­новленной
квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты
субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного
инвалида в пре­делах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работода­телями
указанной платы определяются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.

Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства
инва­лидов

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов —
рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая
адаптацию основного и вспомогательного оборудо­вания, технического и
организационного оснащения, дополнитель­ного оснащения и обеспечения
техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудо­устройства
инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной
квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов соз­даются
за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое
увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства
инва­лидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязан­ностей
военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных
конфликтов, создаются за счет средств федераль­ного бюджета.

Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами
вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональ­ных
заболеваний, создаются за счет средств работодателей — причинителей вреда.

Статья 23. Условия труда инвалидов

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организаци­онно-правовых
форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуаль­ных
трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, ре­жим рабочего
времени и времени отдыха, продолжительность еже­годного и дополнительного
оплачиваемых отпусков и другие), ухуд­шающих положение инвалидов по сравнению с
другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная про­должительность
рабочего времени не более 35 часов в неделю с со­хранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в вы­ходные
дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие
работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 ка­лендарных
дней.

Статья 24. Права, обязанности и ответственность
работодателей в обеспечении занятости инвалидов

1.Работодатели вправе
запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих
мест для трудоустройства инвалидов.

1)создавать или выделять
рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2)создавать инвалидам
условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3)предоставлять в
установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости
инвалидов.

Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денеж­ные
выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страхо­вые выплаты при
страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного
здоровью, и другие выпла­ты), компенсации в случаях, установленных законодательством
Рос­сийской Федерации.

Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида
не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них
есть для этого основания, предусмотренные за­конодательством Российской
Федерации.

Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в
порядке и на основаниях, определяемых органами местного само­управления с
участием общественных объединений инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции
и органы местного самоуправления создают специальные служ­бы социального
обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и
промышленных товаров, и утвер­ждают перечень заболеваний инвалидов, при которых
они имеют право на льготное обслуживание.

Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, пре­доставляются
медицинские и бытовые услуги на дому либо в ста­ционарных учреждениях. Условия
пребывания инвалидов в стацио­нарном учреждении социального обслуживания должны
обеспечи­вать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в
соответствии с настоящим Федеральным законом и со­действовать удовлетворению их
потребностей.

Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ор­топедических
изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных
металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к
драгоценным металлам) за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телеком­муникационного
обслуживания, специальными телефонными аппа­ратами (в том числе для абонентов с
дефектами слуха), переговор­ными пунктами коллективного пользования.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавлива­ется
50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотранс­ляционной точкой.

Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сур-до-
и другими средствами, необходимыми им для социальной адап­тации; ремонт
указанных приборов и средств производится инвали­дам бесплатно или на льготных
условиях.

Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными
сред­ствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской
Федерации

Статья 29. Санаторно-курортное лечение инвалидов

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курорт­ное
лечение в соответствии с индивидуальной программой реабили­тации инвалида на
льготных условиях. Инвалиды I группы и де­ти-инвалиды, нуждающиеся в
санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй
путевки для со­провождающего их лица.

Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стацио­нарных
учреждениях социального обслуживания, санаторно-курорт­ные путевки выдаются
бесплатно органами социальной защиты на­селения.

Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными
путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств со­циального
страхования.

Лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на
производстве или профессиональных заболеваний, расходы на сана­торно-курортное
лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда, стоимость
проезда инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их
проживания и питания, оп­лачиваются за счет средств обязательного социального
страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе­ваний.

Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социаль­ные
работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидам и, а так­же инвалиды
пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего
пользования городского и пригородного сооб­щения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимо­сти
проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорож­ного, речного и
автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и
обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам
предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и
обратно, если законода­тельством Российской Федерации не установлены более
льготные условия.

Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее
инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляет­ся
право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в ав­тобусах
пригородных и междугородных внутрирегиональных мар­шрутов.

Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания,
обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях.
Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возрас­та и страдающие нарушением функций
опорно-двигательного аппа­рата, обеспечиваются автотранспортными средствами на
тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми
членами семьи.

Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и
других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осущест­вляются вне
очереди на льготных условиях и в порядке, установлен­ных Правительством
Российской Федерации.

Инвалидам, родителям детей-инвалидов компенсируются расхо­ды,
связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств.

Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показа­ния
для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а
также по их желанию вместо получения авто­транспортного средства
предоставляется ежегодная денежная ком­пенсация транспортных расходов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector