Понятие пенсии за выслугу лет

2. Пособие по временной нетрудоспособности

Основания
и условия назначения и выплаты этого
вида посо­бий
установлены Положением о порядке
обеспечения пособиями по государственному
социальному страхованию, утвержденному
постановлением
Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. №
13-6 с изменениями и дополнениями от 15
апреля 1992 г., а также постановлением
Правления Фонда социального страхования
от 2 марта
1993 г.

№ 24 «Об отмене ограничений
фактического зара­ботка при исчислении
пособий по временной нетрудоспособно­сти,
по беременности и родам». Инструкция о
порядке выдачи документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность, утверждена
Минздравмедпромом № 206 и постановлением
Фон­да
социального страхования № 21 19 октября
1994 г. в ред. 26 июня
1996 г.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Под
временной нетрудоспособностью понимается
невозмож­ность
выполнения работником своих трудовых
обязанностей в связи
с потерей (снижением) трудоспособности
вследствие бо­лезни (травмы) или иных,
предусмотренных законодательством
социально
значимых причин.

Пособие по временной
нетрудоспособности финансируется из
средств Фонда социального страхования
РФ.

Единственным
основанием для назначения пособия
является листок временной нетрудоспособности
(так называемый «боль­ничный лист»).
Порядок выдачи — определяется Инструкцией
о порядке
выдачи документов, удостоверяющих
временную нетру­доспособность,
утвержденную приказом Минздравмедпрома
РФ от
19 октября 1994 г. № 206, постановлением
Фонда социального страхования в ред.
от 26 июня 1996 г.

Понятие пенсии за выслугу лет

Право на выдачу
листков нетрудоспособности имеют
лечащие врачи государственной,
муниципальной и частной системы
здра­воохранения, которым выдана
лицензия на проведение эксперти­зы
временной нетрудоспособности.

Листок
временной нетрудоспособности выдается
при заболе­ваниях и травмах лечащим
врачом единолично и единовременно на
срок до 10 календарных дней и продлевается
единолично на срок
до 30 календарных дней с учетом
ориентировочных сроков временной
нетрудоспособности при различных
заболеваниях.

Продолжительность
выплаты пособия зависит от причины
временной
нетрудоспособности.

Пособие
в случае болезни работника выдается с
первого дня утраты трудоспособности и
до ее восстановления или до уста­новления
инвалидности, даже если в этот период
работник был уволен
(ст. 10 Положения).

При
бытовой травме пособие выдается с 6-го
дня временной нетрудоспособности.

При
операции по искусственному прерыванию
беременности (аборте) — пособие
выплачивается только за 3 дня (исключение
— при
прерывании беременности по медицинским
показаниям и при
самопроизвольном аборте — ст. 16).

Работающим
инвалидам пособие (кроме случаев
трудового увечья
и профессионального заболевания)
выплачивается в тече­ние
4 месяцев подряд или в течение 5 месяцев
в календарном го­ду (в ст. 23 Положения:
«… не дольше 2 месяцев подряд и не бо­лее
3 месяцев в календарном году», но в Указе
Президента от 2 октября 1992 г. № 1157 «О
дополнительных мерах государствен­ной
поддержки инвалидов» — соответственно
4 и 5 месяцев).

В
случае болезни члена семьи листок
нетрудоспособности вы­дается члену
семьи (опекуну), непосредственно
осуществляюще­му
уход. Продолжительность зависит от
условий лечения (амбу­латорное или
стационарное), возраста заболевшего и
характера заболевания.

В
случае болезни матери, находящейся в
отпуске по уходу за ребенком
в возрасте до 3 лет, больничный лист
может быть вы­дан
лицу, фактически осуществляющему уход
за ребенком, -сроком
на 5 дней, и при необходимости — до 10 дней,
в исключи­тельных
случаях — на весь период, в течение
которого мать не может
осуществлять уход. По тем же правилам
выдается боль­ничный лист по уходу
за ребенком-инвалидом до 16 лет (п. 5.2.5
Инструкции).

Пособие
при переводе на другую работу в связи
с заболевани­ем
туберкулезом или профессиональным
заболеванием выдается за
все время перевода, но не более чем за
2 месяца. Выплачивает­ся
в таком размере, чтобы вместе с заработком
по выполняемой работе
оно не превышало полного заработка до
перевода.

9. Пособие по безработице

Условия
предоставления пособия по безработице
установлены Законом
РФ «О занятости населения РФ» в редакции
Федерального
закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, Порядком
регистрации безработных
граждан, утвержденным постановлением
Прави­тельства
РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

Пособие
по безработице — это один из видов
материальной поддержки со стороны
государства граждан в случае безработи­цы.

Пособие
по безработице — это систематические
денежные вы­платы в течение установленного
законом срока из средств Госу­дарственного
фонда занятости гражданам, признанным
в уста­новленном порядке безработными,
в целях материального обес­печения
безработного и нетрудоспособных членов
его семьи в период
поиска подходящей работы.

Понятие пенсии за выслугу лет

Размер
пособия по безработице дифференцируется
в зависи­мости от категории граждан
и определяется либо в процентном
отношении
к его среднему заработку либо
устанавливается в твердом
размере, равном МРОТ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Пособие
исчисляется в процентном отношении к
среднему за­работку
за последние 3 месяца работы, если
безработный имеет установленный
ст. 30 Закона стаж работы: оплачиваемая
работа не
менее 26 календарных недель на условиях
полного рабочего дня
(недели), или на условиях неполного
рабочего дня (недели) с пересчетом
на 26 календарных недель с полным рабочим
днем (неделей) — в течение 12 месяцев перед
началом безработицы.

Пособие
во всех иных случаях устанавливается
в размере ми­нимальной
оплаты труда (в том числе и в том случае,
когда пери­од
оплачиваемой работы перед безработицей
составил менее 26 календарных
недель).

10. Пособие на погребение

Отношения,
связанные с погребением умерших, и
гарантии предоставления материальной
и иной помощи для погребения умерших
регулируются Федеральным законом РФ
«О погребении и
похоронном деле» от 12 января 1996 г. №
8-ФЗ (в редакции Закона
от 28 июня 1997 г. № 91-ФЗ).

Выплата
социального пособия на погребение
осуществляется за
счет средств Пенсионного фонда. Порядок
выплаты пособия утвержден
постановлением ПФР от 24 апреля 1996 г. №
48 «О мерах
по реализации Федерального закона «О
погребении и похоронном
деле»».

Лекция
13. Медицинское обслуживание и
санаторно-курортное лечение.

3. Содержание принципов права социального обеспече­ния

а) всеобщность
социального обеспечения;

Понятие пенсии за выслугу лет

б) финансирование
социального обеспечения за счет
страхо­вых
взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация
условий и уровня социального обеспече­ния;

г) универсальность
и комплексность при предоставлении
со­циального
обеспечения.

Кроме общих
отраслевых принципов существуют
принципы, обладающие определенной
спецификой в силу того, что они при­менимы
к отдельным организационно-правовым
формам соци­ального обеспечения.

Всеобщность
социального обеспечения выражается в
том, что Конституция РФ устанавливает
равную и одинаковую для каждо­го
возможность при наступлении объективных
социально значи­мых
обстоятельств получать определенные
виды социальных вы­плат
или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19
Конституции РФ.

На
равных основаниях с гражданами Российской
Федерации право
на социальное обеспечение имеют постоянно
проживаю­щие
в России иностранные граждане, если
международными со­глашениями по этому
поводу не установлен иной порядок.
Вре­менно находящиеся на территории
Российской Федерации ино­странные
граждане также имеют право на социальное
обеспече­ние,
но основанием для этого являются
соответствующие между­народные
договоры.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Беженцам предоставляются те
виды соци­ального обеспечения, которые
предусмотрены специальными нормами
(например, в соответствии с Законом РФ
«О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В
целях обеспечения беженцам благоприятных
материальных условий и компенсации
расходов, связанных с их пребыванием
на территории Российской Федера­ции
при Правительстве РФ учреждается Фонд
помощи беженцам (специальный фонд
денежных средств для оказания помощи
бе­женцам»).

Принцип
всеобщности не следует понимать как
безусловное право на социальные выплаты,
услуги или льготы. Все они пре­доставляются
в соответствии с основаниями,
предусмотренными законодательством.
Так, право на трудовую пенсию по старости
возникает
только при достижении определенного
законом воз­раста
и наличия трудового стажа установленной
продолжитель­ности.

Финансирование
социального обеспечения осуществляется
за счет
обязательных страховых взносов и
государственного бюд­жета.
Концентрируются средства на социальные
выплаты и услу­ги
в централизованных внебюджетных фондах
социального на­значения. Эти фонды
являются самостоятельными
финансово-кредитными учреждениями.

Денежные
средства фондов формируются, как уже
было ска­зано
выше, на основе норм финансового
законодательства за счет страховых
взносов работодателей, граждан,
занимающихся пред­принимательской
деятельностью без образования юридического
лица, и иных категорий физических лиц.
Кроме того, фонды по­полняются
за счет ассигнований из федерального
бюджета.

Наемные
работники платят взносы только в
Пенсионный фонд РФ.

Тарифы
страховых взносов устанавливаются
федеральными законами
ежегодно. Размеры страховых взносов
устанавливаются в процентах от всех
выплат, включая гражданско-правовые
дого­воры
о выполнении работ и услуг. Перечень
выплат, на которые не
начисляются взносы в Пенсионный фонд
РФ, утверждены по­становлением
Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.

В
задачи ПФР входит: целевой сбор и
аккумуляция страховых взносов;
финансирование расходов на все виды
государственных пенсий и другие выплаты.
Кроме того, ПФР организует работу по
взысканию
с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников
и других граждан, сумм, выплачи­ваемых
в качестве возмещения за трудовое
увечье, профзаболе­вания или по случаю
потери кормильца, а также выполняет
дру­гие функции, предусмотренные
Положением о Пенсионном фон­де
Российской Федерации.

Средства
Государственного фонда занятости
населения РФ направляются
на выплату пособий по безработице,
компенсацию затрат
гражданам в связи с их переездом в другую
местность по предложению
службы занятости, оказание материальной
и иной помощи членам семьи безработного,
оплату периода временной нетрудоспособности
безработного, возмещение затрат
Пенсион­ному фонду в связи с назначением
досрочных пенсий безработ­ным
и др.

Источниками
финансирования системы здравоохранения
в России
являются средства бюджетов РФ и субъектов
РФ, госу­дарственных
и общественных организаций, личные
средства гра­ждан, благотворительные
взносы и иные поступления. Денежные
средства государственной (муниципальной)
системы здравоохра­нения направляются
для финансирования мероприятий по
разра­ботке
и реализации целевых программ, утвержденных
Прави­тельством РФ и исполнительными
органами субъектов РФ, по профессиональной
подготовке кадров, научных исследований,
развития материально-технической базы
учреждений здраво­охранения.

Эти средства могут быть использованы
для оплаты особо
дорогостоящих видов медицинской помощи,
для финанси­рования
медицинских учреждений, оказывающих
медицинскую помощь при социально
значимых заболеваниях, в зонах стихий­ных
бедствий и т. д. Формирование этих средств
осуществляется в
соответствии с системой государственного
обязательного ме­дицинского
страхования за счет отчислений
страхователей в тер­риториальные
фонды ОМС.

Фонд
социального страхования РФ направляет
свои средства на
выплату пособий по временной
нетрудоспособности, по бере­менности
и родам, единовременных пособий женщинам,
встав­шим на учет в медучреждениях в
ранние сроки, а также при рож-

Принцип
универсальности права на социальное
обеспечение означает
признание права граждан на обеспечение
при наступле­нии
всех социально значимых случаев: болезни,
возраста, трудо­вого увечья, потери
кормильца, накопления определенного
тру­дового стажа, наличия детей,
инвалидности, безработицы, нуж­даемости
и т. д.

Универсальность
социального обеспечения реализуется
через комплекс
мероприятий государства, заложенный в
государствен­ные программы. Такие
программы принимаются на федеральном
уровне,
на уровне субъектов федерации или
территории. Подоб­ные
программы могут быть разработаны и на
уровне конкретной организации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Лекция
4. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Пенсия
по инвалидности на основаниях,
предусмотренных для военнослужащих,
устанавливается, если инвалидность
наступила в
период воинской службы, или не позднее
3 месяцев после увольнения
с воинской службы, либо позднее этого
срока, но вследствие военной травмы или
заболевания, полученного в пе­риод
воинской службы.

На
равных основаниях с военнослужащими,
ставшими инва­лидами
вследствие военных травм, пенсия по
инвалидности уста­навливается:

  • гражданам
    из числа рабочих и служащих
    соответствующих
    категорий,
    инвалидность которых наступила в связи
    с ранением,
    контузией, увечьем или
    заболеванием, полученным в районе
    во­
    енных
    действий, на прифронтовых участках
    железных дорог, на
    сооружении
    оборонительных рубежей, военно-морских
    баз и аэ­
    родромов,
    и приравненных по пенсионному обеспечению
    к воен­
    нослужащим
    согласно специальным решениям
    Правительства
    СССР;

  • гражданам,
    ставшим инвалидами в связи с ранением,
    конту­
    зией,
    увечьем или заболеванием, полученным
    в период пребыва­
    ния в истребительных
    батальонах, взводах и отрядах защиты
    на­
    рода;

  • гражданам,
    призванным на учебные и поверочные
    сборы и
    ставшими
    инвалидами вследствие ранения, контузии
    или увечья,
    полученных
    при исполнении служебных обязанностей
    в период
    прохождения
    этих сборов.

Если
причиной инвалидности является военная
травма или во­енное
заболевание, пенсия по инвалидности
назначается незави­симо
от продолжительности общего трудового
стажа, в том числе стажа военнослужащего.

Размер
пенсии по инвалидности определяется
законодательст­вом
дифференцированно. Критерием дифференциации
является степень утраты профессиональной
трудоспособности и причина инвалидности.

Для
лиц, имеющих высокую степень утраты
профессиональ­ной
трудоспособности (I
и IIгр.),
пенсия по инвалидности уста­навливается
в более высоких размерах.

Инвалидам
I
и II
групп вследствие общего заболевания,
не имеющим полного общего трудового
стажа, необходимого для назначения
пенсии по инвалидности, устанавливается
пенсия по инвалидности
при неполном трудовом стаже. Порядок
определе­ния
размера пенсии по инвалидности в этом
случае указан в ст.

В
особом порядке определяется размер
пенсии по инвалидно­сти вследствие
военной травмы. Пенсия не исчисляется
из зара­ботка,
а устанавливается в твердом размере,
поскольку, призна­вая
специфичность условий, при которых
травма получена, зако­нодатель
не ставит размер пенсии в зависимость
от заработка.

а) на
уход за пенсионером;

б) на
нетрудоспособных иждивенцев;

в) участникам
ВОВ, не получающим одновременно две
пенсии
(по старости и по инвалидности).

По
общему правилу выплата пенсии производится
за текущий месяц.
Поскольку основанием для назначения
пенсии по инва­лидности является
признание гражданина инвалидом и
установ­ление ему одной из групп
инвалидности, то и пенсия назначается
и
выплачивается на тот срок, на который
определена инвалид­ность.

В
случае если при переосвидетельствовании
инвалидность ли­цу
не устанавливается, пенсия по инвалидности
выплачивается до
конца месяца, в котором производилось
переосвидетельство­вание, но не более
чем до дня, по который установлена
инвалид­ность
(ст. ст. 45, 46).

4. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Процедурные
и процессуальные правоотношения в сфере
со­циального
обеспечения носят вспомогательный
характер и объек­тивно
необходимы для нормального функционирования
основ­ных
— материальных правоотношений.

Процедурные
отношения связаны с установлением
юридиче­ских фактов: инвалидности,
трудового стажа, нуждаемости и др. или
с принятием государственным органом
решения о примене­нии (неприменении)
нормы права (например, решение органов
социальной защиты по назначению
государственной пенсии, предоставлению
транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные
отношения возникают в связи с защитой
гра­жданином
действительного или предполагаемого
права на соци­альное обеспечение.
Гражданин вправе обжаловать решение
го­сударственного органа или
должностного лица, участвующего в
социальном
обеспечении, как в порядке подчиненности,
так и путем
обращения в суд.

Субъектами
процедурных и процессуальных правоотношений
являются
с одной стороны, как и в материальных
правоотноше­ниях,
граждане. С другой стороны субъектами
могут быть не только
государственные органы, но и другие,
например, админи­страция
организации, обязанная представить в
установленный срок
материалы для назначения государственной
пенсии, экс­пертный орган, в чью
компетенцию входит установление
инва­лидности
и другие.

Причем
объектом этих правоотношений является
не матери­альное благо, а определенное
юридическое действие (например, принятие
решения о назначении пенсии, пособия,
помещении в дом-интернат
и т. п.).

Содержание
процедурных и процессуальных действий
состав­ляет
совокупность прав гражданина требовать
от компетентного органа принятия
соответствующего решения и обязанностей
та­кого
органа по принятию такого решения.

Леукция
4. СТРАХОВОЙ (ТРУДОВОЙ) СТАЖ

1. Понятие, виды и значение трудового стажа

Право
на многие виды социального обеспечения,
и особенно на
пенсионное обеспечение, ставится в
зависимость от участия гражданина
в трудовой или иной общественно полезной
деятель­ности.
Многообразие и значимость норм,
регулирующих трудо­вой стаж, позволяет
выделить эту группу в самостоятельный
ин­ститут
отрасли права социального обеспечения.

Под
трудовым стажем понимается суммарная
продолжитель­ность трудовой деятельности
работника и иной общественно-полезной
деятельности, а также иных периодов, с
которыми свя­зано возникновение права
на трудовые пенсии по старости, по
инвалидности и по случаю потери кормильца
от общего заболе­вания,
на отдельные виды пособий и социальных
льгот.

Трудовой
стаж является одним из необходимых
фактов в сложном
юридическом составе, порождающем
возникновение большинства пенсионных
правоотношений, а также правоотно­шений
по предоставлению отдельных видов
пособий и льгот.

Трудовой
стаж как особая мера продолжительности
трудовой деятельности имеет количественную
и качественную характери­стики.

В
зависимости от качественной и
количественной характери­стик
выделяют следующие виды трудового
стажа:

  1. общий,

  2. специальный,

  3. непрерывный,

  4. страховой.

В
связи с реформой пенсионного образования
институт трудо­вого стажа, очевидно,
утратит свое значение. Его заменит
инсти­тут
страхового стажа. Это будет происходить
постепенно, без снижения уровня и объема
уже накопленных прав как у тех, кто
получает
пенсию, так и у тех, кто имеет большой
трудовой стаж к моменту введения нового
пенсионного законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В
результате пенсионной реформы второй
уровень в пенсион­ной
системе займет трудовая (страховая)
пенсия. Она будет ис­числяться с учетом
продолжительности страхования, величины
страховых взносов и ряда других факторов.
В случае введения накопительного
принципа финансирования она будет
финанси­роваться
примерно в равной пропорции из
распределительного и накопительного
источников.

Реализация
пенсионной реформы началась с принятия
1 апре­ля
1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифициро­ванном)
учете в системе государственного
пенсионного страхо­вания»1.
Закон введен в действие с 1 января 1997
г., но из-за тех­нических
сложностей проводится поэтапно и должна
охватить все
население только к 2000 году.

Принципы
индивидуального (персонифицированного)
учета:

  • единство
    и федеральный характер государственного
    пенси­
    онного
    страхования в РФ,

  • всеобщность
    и обязательность уплаты страховых
    взносов в
    ПФР
    и учета сведений о застрахованных
    лицах,

  • доступность
    для каждого застрахованного лица
    сведений о
    нем,

  • использование
    сведений о застрахованных лицах
    исключи
    тельно
    для целей пенсионного обеспечения,

  • соответствие
    сведений о суммах страховых взносов,
    пред
    ставляемых
    каждым плательщиком для индивидуального
    учета,
    сведениям
    о фактически перечисленных этим
    плательщиком суммах
    страховых взносов,


осуществление учета в процессе всей
трудовой деятельности застрахованного
лица и использование его данных для
назначе­ния
пенсии.

Страховой стаж —
это суммарная продолжительность
перио­дов трудовой деятельности
застрахованного лица в течение его
жизни, за которые уплачивались страховые
взносы.

2. Правовая основа государственного пенсионного обеспечения

К
основным федеральным законам и подзаконным
норматив­ным
актам назначения и выплаты государственных
пенсий отно­сятся:

  • Закон
    РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О
    государственных
    пенсиях
    в РФ» (с изм. и доп. на 2 января 2000 г.).

  • Закон
    РФ от 12февраля 1993 № 4468-1 (в ред. ФЗ от 28
    но­
    ября
    1995 г. № 186 и от 27 декабря 1995 г. № 211) «О
    пенсионном
    обеспечении
    лиц, проходивших воинскую службу,
    службу в
    ОВД,
    и их семей».

  • Закон
    РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 (с изм. и доп.
    ФЗ
    от
    2 июня 1993 г. № 5082-1) «О государственных
    гарантиях и
    компенсациях
    для лиц, работающих и проживающих в
    районах
    Крайнего
    Севера и приравненных к ним местностях»,
    раздел VI
    Социальное
    страхование, Пенсионное обеспечение;

  • Закон РФ от 18
    апреля 1996 г. № 31 «О выплате пенсий
    за
    выслугу лет работникам здравоохранения,
    занятым лечебной и

иной
работой по охране здоровья населения
в сельской местно­сти»;

  • Закон
    РФ от 29 февраля 1996 г. № 21 «О выплате
    пенсий за
    выслугу
    лет работникам образования, занятым
    педагогической
    деятельностью
    и других учреждениях образования для
    детей»;

  • Закон
    РФ от 19 апреля 1991 г. (ФЗ от 20 апреля 1996
    г. № 36)
    «О
    занятости населения в РФ», ст. 32. Порядок
    продления сроков
    выплаты
    пособия по безработице гражданам со
    стажем работы,
    дающим
    право на пенсию по старости (по возрасту).
    По предло­
    жению
    органов СЗ при отсутствии возможности
    для трудоуст­
    ройства
    безработным гражданам, уволенным в
    связи с ликвида­
    цией
    организации, сокращением численности
    или штата и имею­
    щим
    независимо от перерывов в трудовой
    деятельности стаж ра­
    боты,
    дающий право выхода на полную пенсию
    по старости (по
    возрасту), включая
    пенсию на льготных условиях, с их
    согласия
    пенсия
    оформляется досрочно, но не ранее чем
    за 2 года до уста­
    новленного
    законом РФ срока выхода на пенсию;

Особенности
назначения и выплаты государственных
пенсий отдельным категориям граждан
предусмотрены другими закона­ми.

Основания и условия
пенсионного обеспечения различны.

Основным
критерием дифференциации условий и
норм пен­сионного
обеспечения является, как правило,
трудовая и общест­венно полезная
деятельность лица в прошлом.

В зависимости от
оснований и условий предоставления
разли­чают пять видов пенсий:

  1. по старости,

  2. по инвалидности,

  3. по случаю потери
    кормильца,

  4. за выслугу лет,

  5. специальные.

Первые
четыре вида пенсий являются трудовыми:
обязатель­ным условием их назначения
является наличие у лица трудового стажа.

Социальные
пенсии назначаются гражданам, которые
по ка­ким-либо
причинам не имеют права на пенсию в
связи с трудовой и иной общественно
полезной деятельностью. Социальная
пенсия может
назначаться в соответствующих случаях
вместо трудовой по желанию обратившегося
за ней ч. 3 ст. 3 Закона № 340-1.

Право
на пенсионное обеспечение имеют не
только граждане РФ, но и проживающие на
территории РФ граждане других быв­ших
союзных республик, а также иностранные
граждане и лица без
гражданства, если иное не предусмотрено
законом или меж­дународным договором,
которым могут быть установлены иные
правила, чем предусмотрено Законом №
340-1.

Граждане
могут иметь право одновременно на
различные ви­ды
государственных пенсий.

Возможность
обращения за пенсией сроками не
ограничивает­ся.
Характер занятий лица, обратившегося
за пенсией, также не ограничивает
право на пенсию.

Лекция 6. Трудовые
пенсии .

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCJAbTXun6oa-ojDdlnNO94w

Понятие
и условия назначения трудовой пенсии
.

Пенсии
по старости — это ежемесячные пожизненные
вы­платы, производимые гражданам,
достигшим установленного в Законе
возраста в связи с их длительной трудовой
и иной обще­ственно полезной
деятельностью и соизмеримые, как правило,
с их
прошлым заработком.

Трудовая
пенсия по старости — это пожизненная
ежемесячная выплата,
назначаемая за счет средств Пенсионного
фонда РФ (ПФР)
лицам, достигшим установленного законом
возраста и имеющим
необходимый трудовой (страховой) стаж.

Таким
образом, в определение понятия «пенсия
по старости» включены
признаки, присущие данному виду пенсии,
а именно:

  1. пенсия назначается
    пожизненно;

  2. требуется наличие
    длительного общего трудового стажа;

  3. лицо должно
    достигнуть определенного возраста;

  4. пенсия
    от фактического состояния трудоспособности
    не
    зависит.

Рассматривая
круг лиц, имеющих право на трудовую
пенсию по
старости, следует исходить из того, что
Закон от 20 ноября 1990
г. № 340-1 «О государственных пенсиях в
РФ» не дает пе­речня
лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
Законодатель исходит
из того, что право на такую пенсию имеет
каждое лицо, у которого
есть основания для ее получения независимо
от соци­ального положения. Сюда
относятся и граждане РФ, и иностран­ные
граждане, и лица без гражданства.

а) пенсии,
назначаемые на общих основаниях (мужчины
— 60
лет и при ОТС — не менее 25 лет; женщины
— 55 лет и при ОТС —
не
менее 20 лет);

б) на
льготных условиях.

Лекция
7. Пенсии по старости на общих основаниях

В
Программе пенсионной реформы в РФ,
утвер­жденной
постановлением Правительства от 20 мая
1998 г. № 463, указывается,
что «…сегодня в России соотношение
численности между лицами трудоспособного
возраста и пенсионерами, от ве­личины
которого зависит финансовая устойчивость
пенсионной системы, основанной на
распределительном принципе, менее
благоприятное,
по сравнению с большинством развитых
стран, за исключением
Франции и Италии несмотря на то, что
Россия су­щественно
отстает от развитых стран по средней
продолжитель­ности жизни.

В
настоящее время нормы пенсионного
законодательства пре­дусматривают
возможность назначения неполной пенсии
по ста­рости
гражданам, достигшим общего пенсионного
возраста, но не имеющим требуемого
полного общего трудового стажа.
Необхо­димым
условием назначения такой пенсии
является наличие об­щего
трудового стажа не менее 5 лет.

В
эти 5 лет включаются, помимо работы:
военная служба, уче­ба,
а также иные периоды, засчитываемые в
общий трудовой стаж
(см. соответствующую тему).

Размер
пенсии при неполном общем трудовом
стаже не может быть
ниже социальной пенсии, назначаемой в
размере 2/3 мини­мальной
пенсии по старости.

Действующее
законодательство закрепило также случаи
на­значения досрочной пенсии. В отличие
от неполной досрочная пенсия
назначается только тем гражданам, у
которых есть пол­ный
требуемый общий трудовой стаж, но до
достижения пенси­онного
возраста осталось не более 2 лет (ст. 32
Закона «О_занято-сти
населения в РФ», ст. 7 п. 5 Закона «О
закрытом администра­тивно-территориальном
образовании»1
и др.

— особые
условия труда, связанные с опасностью,
вредностью,
тяжестью (ст. 12 Закона);

  • медико-биологические
    признаки (материнство, состояние
    здоровья
    — ст. 11);

  • региональные
    факторы (работа на Крайнем Севере и
    при­
    равненных
    местностях — ст. 14);

Льготы эти
заключаются как в снижении общеустановленного
пенсионного возраста, так и в определенных
случаях требуемого для назначения
пенсии трудового стажа.

Инвалидам
I
группы по зрению: мужчинам — по достижении
50
лет и при общем трудовом стаже не менее
15 лет; женщинам -40
лет и при общем трудовом стаже — не менее
10 лет Гражданам, больным гипофизарным
нанизмом (лилипутам), и диспропорцио­нальным
карликам: мужчинам — по достижении 45
лет, общий трудовой
стаж — не менее 20 лет; женщинам — по
достижении 40 и
15 лет общего трудового стажа.

Льготы
в пенсионном обеспечении по старости
в зависимости от
условий труда установлены для широкого
круга лиц, занятых на работах с опасными,
вредными, тяжелыми условиями. Наи­больший
объем льгот предусмотрен для тех, кто
трудился на под­земных
работах, на работах с вредными условиями
труда и в го­рячих
цехах (Список № 1).

Для
граждан, работающих в районах Крайнего
Севера и при­равненных местах,
предусмотрены пенсионные льготы,
связан­ные
с характером работы, ее условиями,
временем работы в таких районах
и местностях. Для мужчин и женщин,
проработавших в районах Крайнего Севера
не менее 15 календарных лет, а в при­равненных
местностях — не менее 20 лет (для женщин,
имеющих двух
и более детей, спец.

стаж снижается на
3 года) и имеющих необходимый
трудовой стаж, пенсия по старости
назначается на 5
лет раньше. Пенсионный возраст снижается
на 10 лет гражда­нам
из числа постоянно проживающих в районах
Крайнего Севе­ра,
если они проработали не менее 20 лет —
женщины, и не менее 25 лет — мужчины в
качестве оленеводов, рыбаков,
охотников-промысловиков.
Законом (ч. 2 ст.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Часть
3 ст. 14 Закона позволяет назначить пенсию
по старости и
при меньшей продолжительности стажа
работы на Крайнем Севере.
Возраст выхода на пенсию определяется
путем уменьше­ния
общеустановленного возраста (60 и 55 лет)
на 4 месяца за каждый
полный календарный год работы в этих
районах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector