Содержание
- 1 3. Условия, дающие право на пенсию по инвалидности на общих основаниях для военнослужащих
- 2 3. Содержание принципов права социального обеспечения
- 3 2. Пособие по временной нетрудоспособности
- 4 9. Пособие по безработице
- 5 10. Пособие на погребение
- 6 4. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения
- 7 1. Понятие, виды и значение трудового стажа
3. Условия, дающие право на пенсию по инвалидности на общих основаниях для военнослужащих
К
основным федеральным законам и подзаконным
нормативным
актам назначения и выплаты государственных
пенсий относятся:
-
Закон
РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О
государственных
пенсиях
в РФ» (с изм. и доп. на 2 января 2000 г.). -
Закон
РФ от 12февраля 1993 № 4468-1 (в ред. ФЗ от 28
но
ября
1995 г. № 186 и от 27 декабря 1995 г. № 211) «О
пенсионном
обеспечении
лиц, проходивших воинскую службу,
службу в
ОВД,
и их семей». -
Закон
РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 (с изм. и доп.
ФЗ
от
2 июня 1993 г. № 5082-1) «О государственных
гарантиях и
компенсациях
для лиц, работающих и проживающих в
районах
Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях»,
раздел VI
Социальное
страхование, Пенсионное обеспечение; -
Закон РФ от 18
апреля 1996 г. № 31 «О выплате пенсий
за
выслугу лет работникам здравоохранения,
занятым лечебной и
иной
работой по охране здоровья населения
в сельской местности»;
-
Закон
РФ от 29 февраля 1996 г. № 21 «О выплате
пенсий за
выслугу
лет работникам образования, занятым
педагогической
деятельностью
и других учреждениях образования для
детей»; -
Закон
РФ от 19 апреля 1991 г. (ФЗ от 20 апреля 1996
г. № 36)
«О
занятости населения в РФ», ст. 32. Порядок
продления сроков
выплаты
пособия по безработице гражданам со
стажем работы,
дающим
право на пенсию по старости (по возрасту).
По предло
жению
органов СЗ при отсутствии возможности
для трудоуст
ройства
безработным гражданам, уволенным в
связи с ликвида
цией
организации, сокращением численности
или штата и имею
щим
независимо от перерывов в трудовой
деятельности стаж ра
боты,
дающий право выхода на полную пенсию
по старости (по
возрасту), включая
пенсию на льготных условиях, с их
согласия
пенсия
оформляется досрочно, но не ранее чем
за 2 года до уста
новленного
законом РФ срока выхода на пенсию;
Особенности
назначения и выплаты государственных
пенсий отдельным категориям граждан
предусмотрены другими законами.
Пенсия
по инвалидности на основаниях,
предусмотренных для военнослужащих,
устанавливается, если инвалидность
наступила в
период воинской службы, или не позднее
3 месяцев после увольнения
с воинской службы, либо позднее этого
срока, но вследствие военной травмы или
заболевания, полученного в период
воинской службы.
На
равных основаниях с военнослужащими,
ставшими инвалидами
вследствие военных травм, пенсия по
инвалидности устанавливается:
-
гражданам
из числа рабочих и служащих
соответствующих
категорий,
инвалидность которых наступила в связи
с ранением,
контузией, увечьем или
заболеванием, полученным в районе
во
енных
действий, на прифронтовых участках
железных дорог, на
сооружении
оборонительных рубежей, военно-морских
баз и аэ
родромов,
и приравненных по пенсионному обеспечению
к воен
нослужащим
согласно специальным решениям
Правительства
СССР; -
гражданам,
ставшим инвалидами в связи с ранением,
конту
зией,
увечьем или заболеванием, полученным
в период пребыва
ния в истребительных
батальонах, взводах и отрядах защиты
на
рода; -
гражданам,
призванным на учебные и поверочные
сборы и
ставшими
инвалидами вследствие ранения, контузии
или увечья,
полученных
при исполнении служебных обязанностей
в период
прохождения
этих сборов.
Если
причиной инвалидности является военная
травма или военное
заболевание, пенсия по инвалидности
назначается независимо
от продолжительности общего трудового
стажа, в том числе стажа военнослужащего.
3. Содержание принципов права социального обеспечения
Размер
пенсии по инвалидности определяется
законодательством
дифференцированно. Критерием дифференциации
является степень утраты профессиональной
трудоспособности и причина инвалидности.
Для
лиц, имеющих высокую степень утраты
профессиональной
трудоспособности (I
и IIгр.),
пенсия по инвалидности устанавливается
в более высоких размерах.
Инвалидам
I
и II
групп вследствие общего заболевания,
не имеющим полного общего трудового
стажа, необходимого для назначения
пенсии по инвалидности, устанавливается
пенсия по инвалидности
при неполном трудовом стаже. Порядок
определения
размера пенсии по инвалидности в этом
случае указан в ст.
В
особом порядке определяется размер
пенсии по инвалидности вследствие
военной травмы. Пенсия не исчисляется
из заработка,
а устанавливается в твердом размере,
поскольку, признавая
специфичность условий, при которых
травма получена, законодатель
не ставит размер пенсии в зависимость
от заработка.
а) на
уход за пенсионером;
б) на
нетрудоспособных иждивенцев;
в) участникам
ВОВ, не получающим одновременно две
пенсии
(по старости и по инвалидности).
По
общему правилу выплата пенсии производится
за текущий месяц.
Поскольку основанием для назначения
пенсии по инвалидности является
признание гражданина инвалидом и
установление ему одной из групп
инвалидности, то и пенсия назначается
и
выплачивается на тот срок, на который
определена инвалидность.
В
случае если при переосвидетельствовании
инвалидность лицу
не устанавливается, пенсия по инвалидности
выплачивается до
конца месяца, в котором производилось
переосвидетельствование, но не более
чем до дня, по который установлена
инвалидность
(ст. ст. 45, 46).
Если
при переосвидетельствовании лицу
установлена иная группа
инвалидности, пенсия в новом размере
выплачивается со дня
изменения группы инвалидности.
Законом
предусмотрена возможность приостановления
выплаты пенсии по инвалидности в
случае, если гражданин не явился в
назначенный
срок на переосвидетельствование (ст.
47). (более
высокая или более низкая), то пенсия
выплачивается за прошлое
время по прежней группе инвалидности.
Работающим
инвалидам пенсия выплачивается в полной
сумме,
но без надбавок на иждивенцев.
а) всеобщность
социального обеспечения;
б) финансирование
социального обеспечения за счет
страховых
взносов и государственного бюджета;
в) дифференциация
условий и уровня социального обеспечения;
г) универсальность
и комплексность при предоставлении
социального
обеспечения.
Кроме общих
отраслевых принципов существуют
принципы, обладающие определенной
спецификой в силу того, что они применимы
к отдельным организационно-правовым
формам социального обеспечения.
Всеобщность
социального обеспечения выражается в
том, что Конституция РФ устанавливает
равную и одинаковую для каждого
возможность при наступлении объективных
социально значимых
обстоятельств получать определенные
виды социальных выплат
или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19
Конституции РФ.
На
равных основаниях с гражданами Российской
Федерации право
на социальное обеспечение имеют постоянно
проживающие
в России иностранные граждане, если
международными соглашениями по этому
поводу не установлен иной порядок.
Временно находящиеся на территории
Российской Федерации иностранные
граждане также имеют право на социальное
обеспечение,
но основанием для этого являются
соответствующие международные
договоры.
Беженцам предоставляются те
виды социального обеспечения, которые
предусмотрены специальными нормами
(например, в соответствии с Законом РФ
«О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В
целях обеспечения беженцам благоприятных
материальных условий и компенсации
расходов, связанных с их пребыванием
на территории Российской Федерации
при Правительстве РФ учреждается Фонд
помощи беженцам (специальный фонд
денежных средств для оказания помощи
беженцам»).
Принцип
всеобщности не следует понимать как
безусловное право на социальные выплаты,
услуги или льготы. Все они предоставляются
в соответствии с основаниями,
предусмотренными законодательством.
Так, право на трудовую пенсию по старости
возникает
только при достижении определенного
законом возраста
и наличия трудового стажа установленной
продолжительности.
Финансирование
социального обеспечения осуществляется
за счет
обязательных страховых взносов и
государственного бюджета.
Концентрируются средства на социальные
выплаты и услуги
в централизованных внебюджетных фондах
социального назначения. Эти фонды
являются самостоятельными
финансово-кредитными учреждениями.
Денежные
средства фондов формируются, как уже
было сказано
выше, на основе норм финансового
законодательства за счет страховых
взносов работодателей, граждан,
занимающихся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица, и иных категорий физических лиц.
Кроме того, фонды пополняются
за счет ассигнований из федерального
бюджета.
Наемные
работники платят взносы только в
Пенсионный фонд РФ.
Тарифы
страховых взносов устанавливаются
федеральными законами
ежегодно. Размеры страховых взносов
устанавливаются в процентах от всех
выплат, включая гражданско-правовые
договоры
о выполнении работ и услуг. Перечень
выплат, на которые не
начисляются взносы в Пенсионный фонд
РФ, утверждены постановлением
Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.
В
задачи ПФР входит: целевой сбор и
аккумуляция страховых взносов;
финансирование расходов на все виды
государственных пенсий и другие выплаты.
Кроме того, ПФР организует работу по
взысканию
с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников
и других граждан, сумм, выплачиваемых
в качестве возмещения за трудовое
увечье, профзаболевания или по случаю
потери кормильца, а также выполняет
другие функции, предусмотренные
Положением о Пенсионном фонде
Российской Федерации.
Средства
Государственного фонда занятости
населения РФ направляются
на выплату пособий по безработице,
компенсацию затрат
гражданам в связи с их переездом в другую
местность по предложению
службы занятости, оказание материальной
и иной помощи членам семьи безработного,
оплату периода временной нетрудоспособности
безработного, возмещение затрат
Пенсионному фонду в связи с назначением
досрочных пенсий безработным
и др.
Источниками
финансирования системы здравоохранения
в России
являются средства бюджетов РФ и субъектов
РФ, государственных
и общественных организаций, личные
средства граждан, благотворительные
взносы и иные поступления. Денежные
средства государственной (муниципальной)
системы здравоохранения направляются
для финансирования мероприятий по
разработке
и реализации целевых программ, утвержденных
Правительством РФ и исполнительными
органами субъектов РФ, по профессиональной
подготовке кадров, научных исследований,
развития материально-технической базы
учреждений здравоохранения.
Эти средства могут быть использованы
для оплаты особо
дорогостоящих видов медицинской помощи,
для финансирования
медицинских учреждений, оказывающих
медицинскую помощь при социально
значимых заболеваниях, в зонах стихийных
бедствий и т. д. Формирование этих средств
осуществляется в
соответствии с системой государственного
обязательного медицинского
страхования за счет отчислений
страхователей в территориальные
фонды ОМС.
Фонд
социального страхования РФ направляет
свои средства на
выплату пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам, единовременных пособий женщинам,
вставшим на учет в медучреждениях в
ранние сроки, а также при рож-
Принцип
универсальности права на социальное
обеспечение означает
признание права граждан на обеспечение
при наступлении
всех социально значимых случаев: болезни,
возраста, трудового увечья, потери
кормильца, накопления определенного
трудового стажа, наличия детей,
инвалидности, безработицы, нуждаемости
и т. д.
Универсальность
социального обеспечения реализуется
через комплекс
мероприятий государства, заложенный в
государственные программы. Такие
программы принимаются на федеральном
уровне,
на уровне субъектов федерации или
территории. Подобные
программы могут быть разработаны и на
уровне конкретной организации.
Лекция
4. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. Пособие по временной нетрудоспособности
Основания
и условия назначения и выплаты этого
вида пособий
установлены Положением о порядке
обеспечения пособиями по государственному
социальному страхованию, утвержденному
постановлением
Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. №
13-6 с изменениями и дополнениями от 15
апреля 1992 г., а также постановлением
Правления Фонда социального страхования
от 2 марта
1993 г.
№ 24 «Об отмене ограничений
фактического заработка при исчислении
пособий по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам». Инструкция о
порядке выдачи документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность, утверждена
Минздравмедпромом № 206 и постановлением
Фонда
социального страхования № 21 19 октября
1994 г. в ред. 26 июня
1996 г.
Под
временной нетрудоспособностью понимается
невозможность
выполнения работником своих трудовых
обязанностей в связи
с потерей (снижением) трудоспособности
вследствие болезни (травмы) или иных,
предусмотренных законодательством
социально
значимых причин.
Пособие по временной
нетрудоспособности финансируется из
средств Фонда социального страхования
РФ.
Единственным
основанием для назначения пособия
является листок временной нетрудоспособности
(так называемый «больничный лист»).
Порядок выдачи — определяется Инструкцией
о порядке
выдачи документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность,
утвержденную приказом Минздравмедпрома
РФ от
19 октября 1994 г. № 206, постановлением
Фонда социального страхования в ред.
от 26 июня 1996 г.
Право на выдачу
листков нетрудоспособности имеют
лечащие врачи государственной,
муниципальной и частной системы
здравоохранения, которым выдана
лицензия на проведение экспертизы
временной нетрудоспособности.
Листок
временной нетрудоспособности выдается
при заболеваниях и травмах лечащим
врачом единолично и единовременно на
срок до 10 календарных дней и продлевается
единолично на срок
до 30 календарных дней с учетом
ориентировочных сроков временной
нетрудоспособности при различных
заболеваниях.
Продолжительность
выплаты пособия зависит от причины
временной
нетрудоспособности.
Пособие
в случае болезни работника выдается с
первого дня утраты трудоспособности и
до ее восстановления или до установления
инвалидности, даже если в этот период
работник был уволен
(ст. 10 Положения).
При
бытовой травме пособие выдается с 6-го
дня временной нетрудоспособности.
При
операции по искусственному прерыванию
беременности (аборте) — пособие
выплачивается только за 3 дня (исключение
— при
прерывании беременности по медицинским
показаниям и при
самопроизвольном аборте — ст. 16).
Работающим
инвалидам пособие (кроме случаев
трудового увечья
и профессионального заболевания)
выплачивается в течение
4 месяцев подряд или в течение 5 месяцев
в календарном году (в ст. 23 Положения:
«… не дольше 2 месяцев подряд и не более
3 месяцев в календарном году», но в Указе
Президента от 2 октября 1992 г. № 1157 «О
дополнительных мерах государственной
поддержки инвалидов» — соответственно
4 и 5 месяцев).
В
случае болезни члена семьи листок
нетрудоспособности выдается члену
семьи (опекуну), непосредственно
осуществляющему
уход. Продолжительность зависит от
условий лечения (амбулаторное или
стационарное), возраста заболевшего и
характера заболевания.
В
случае болезни матери, находящейся в
отпуске по уходу за ребенком
в возрасте до 3 лет, больничный лист
может быть выдан
лицу, фактически осуществляющему уход
за ребенком, -сроком
на 5 дней, и при необходимости — до 10 дней,
в исключительных
случаях — на весь период, в течение
которого мать не может
осуществлять уход. По тем же правилам
выдается больничный лист по уходу
за ребенком-инвалидом до 16 лет (п. 5.2.5
Инструкции).
Пособие
при переводе на другую работу в связи
с заболеванием
туберкулезом или профессиональным
заболеванием выдается за
все время перевода, но не более чем за
2 месяца. Выплачивается
в таком размере, чтобы вместе с заработком
по выполняемой работе
оно не превышало полного заработка до
перевода.
9. Пособие по безработице
Условия
предоставления пособия по безработице
установлены Законом
РФ «О занятости населения РФ» в редакции
Федерального
закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, Порядком
регистрации безработных
граждан, утвержденным постановлением
Правительства
РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.
Пособие
по безработице — это один из видов
материальной поддержки со стороны
государства граждан в случае безработицы.
Пособие
по безработице — это систематические
денежные выплаты в течение установленного
законом срока из средств Государственного
фонда занятости гражданам, признанным
в установленном порядке безработными,
в целях материального обеспечения
безработного и нетрудоспособных членов
его семьи в период
поиска подходящей работы.
Размер
пособия по безработице дифференцируется
в зависимости от категории граждан
и определяется либо в процентном
отношении
к его среднему заработку либо
устанавливается в твердом
размере, равном МРОТ.
Пособие
исчисляется в процентном отношении к
среднему заработку
за последние 3 месяца работы, если
безработный имеет установленный
ст. 30 Закона стаж работы: оплачиваемая
работа не
менее 26 календарных недель на условиях
полного рабочего дня
(недели), или на условиях неполного
рабочего дня (недели) с пересчетом
на 26 календарных недель с полным рабочим
днем (неделей) — в течение 12 месяцев перед
началом безработицы.
Пособие
во всех иных случаях устанавливается
в размере минимальной
оплаты труда (в том числе и в том случае,
когда период
оплачиваемой работы перед безработицей
составил менее 26 календарных
недель).
10. Пособие на погребение
Отношения,
связанные с погребением умерших, и
гарантии предоставления материальной
и иной помощи для погребения умерших
регулируются Федеральным законом РФ
«О погребении и
похоронном деле» от 12 января 1996 г. №
8-ФЗ (в редакции Закона
от 28 июня 1997 г. № 91-ФЗ).
Выплата
социального пособия на погребение
осуществляется за
счет средств Пенсионного фонда. Порядок
выплаты пособия утвержден
постановлением ПФР от 24 апреля 1996 г. №
48 «О мерах
по реализации Федерального закона «О
погребении и похоронном
деле»».
Лекция
13. Медицинское обслуживание и
санаторно-курортное лечение.
4. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения
Процедурные
и процессуальные правоотношения в сфере
социального
обеспечения носят вспомогательный
характер и объективно
необходимы для нормального функционирования
основных
— материальных правоотношений.
Процедурные
отношения связаны с установлением
юридических фактов: инвалидности,
трудового стажа, нуждаемости и др. или
с принятием государственным органом
решения о применении (неприменении)
нормы права (например, решение органов
социальной защиты по назначению
государственной пенсии, предоставлению
транспортного средства инвалиду и др.).
Процессуальные
отношения возникают в связи с защитой
гражданином
действительного или предполагаемого
права на социальное обеспечение.
Гражданин вправе обжаловать решение
государственного органа или
должностного лица, участвующего в
социальном
обеспечении, как в порядке подчиненности,
так и путем
обращения в суд.
Субъектами
процедурных и процессуальных правоотношений
являются
с одной стороны, как и в материальных
правоотношениях,
граждане. С другой стороны субъектами
могут быть не только
государственные органы, но и другие,
например, администрация
организации, обязанная представить в
установленный срок
материалы для назначения государственной
пенсии, экспертный орган, в чью
компетенцию входит установление
инвалидности
и другие.
Причем
объектом этих правоотношений является
не материальное благо, а определенное
юридическое действие (например, принятие
решения о назначении пенсии, пособия,
помещении в дом-интернат
и т. п.).
Содержание
процедурных и процессуальных действий
составляет
совокупность прав гражданина требовать
от компетентного органа принятия
соответствующего решения и обязанностей
такого
органа по принятию такого решения.
Леукция
4. СТРАХОВОЙ (ТРУДОВОЙ) СТАЖ
1. Понятие, виды и значение трудового стажа
Право
на многие виды социального обеспечения,
и особенно на
пенсионное обеспечение, ставится в
зависимость от участия гражданина
в трудовой или иной общественно полезной
деятельности.
Многообразие и значимость норм,
регулирующих трудовой стаж, позволяет
выделить эту группу в самостоятельный
институт
отрасли права социального обеспечения.
Под
трудовым стажем понимается суммарная
продолжительность трудовой деятельности
работника и иной общественно-полезной
деятельности, а также иных периодов, с
которыми связано возникновение права
на трудовые пенсии по старости, по
инвалидности и по случаю потери кормильца
от общего заболевания,
на отдельные виды пособий и социальных
льгот.
Трудовой
стаж является одним из необходимых
фактов в сложном
юридическом составе, порождающем
возникновение большинства пенсионных
правоотношений, а также правоотношений
по предоставлению отдельных видов
пособий и льгот.
Трудовой
стаж как особая мера продолжительности
трудовой деятельности имеет количественную
и качественную характеристики.
В
зависимости от качественной и
количественной характеристик
выделяют следующие виды трудового
стажа:
-
общий,
-
специальный,
-
непрерывный,
-
страховой.
В
связи с реформой пенсионного образования
институт трудового стажа, очевидно,
утратит свое значение. Его заменит
институт
страхового стажа. Это будет происходить
постепенно, без снижения уровня и объема
уже накопленных прав как у тех, кто
получает
пенсию, так и у тех, кто имеет большой
трудовой стаж к моменту введения нового
пенсионного законодательства.
В
результате пенсионной реформы второй
уровень в пенсионной
системе займет трудовая (страховая)
пенсия. Она будет исчисляться с учетом
продолжительности страхования, величины
страховых взносов и ряда других факторов.
В случае введения накопительного
принципа финансирования она будет
финансироваться
примерно в равной пропорции из
распределительного и накопительного
источников.
Реализация
пенсионной реформы началась с принятия
1 апреля
1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном)
учете в системе государственного
пенсионного страхования»1.
Закон введен в действие с 1 января 1997
г., но из-за технических
сложностей проводится поэтапно и должна
охватить все
население только к 2000 году.
Принципы
индивидуального (персонифицированного)
учета:
-
единство
и федеральный характер государственного
пенсионного
страхования в РФ, -
всеобщность
и обязательность уплаты страховых
взносов в
ПФР
и учета сведений о застрахованных
лицах, -
доступность
для каждого застрахованного лица
сведений о
нем, -
использование
сведений о застрахованных лицах
исключи
тельно
для целей пенсионного обеспечения, -
соответствие
сведений о суммах страховых взносов,
представляемых
каждым плательщиком для индивидуального
учета, сведениям
о фактически перечисленных этим
плательщиком суммах
страховых взносов,
—
осуществление учета в процессе всей
трудовой деятельности застрахованного
лица и использование его данных для
назначения
пенсии.
Страховой стаж —
это суммарная продолжительность
периодов трудовой деятельности
застрахованного лица в течение его
жизни, за которые уплачивались страховые
взносы.