1.2. Место и значение Пенсионного фонда рф в системе пенсионного обеспечения и страхования
Россия
имеет богатую историю развития пенсионных
систем. Еще при Петре I в XVIII в. было
введено пенсионное обеспечение вдов и
сирот морских чинов. В последующем, в
XVIII—XIX вв., пенсионное обеспечение за
государственный счет постепенно
вводилось для различных категорий
военнослужащих, а также для гражданских
лиц. В XIX в.
получили распространение
такие пенсионные институты, как
эмеритальные (от «эмеритура» — специальная
пенсия уволенным в отставку государственным
служащим в России до 1917 г.) кассы,
пенсионные кассы страхового типа и
сберегательно-вспомогательные кассы,
представлявшие собой различные виды
пенсионных учреждений.
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators
В
советское время пенсионное обеспечение,
носившее сугубо распределительный
характер, продолжало развиваться, в
частности было введено льготное
пенсионное обеспечение для отдельных
категорий граждан, работающих на
производствах с особыми условиями
труда. Необходимо отметить закон от 14
мая 1956 г.
«О государственном пенсионном
обеспечении в СССР». В рамках закона
был установлен пенсионный возраст для
женщин 55 лет, для мужчин — 60 лет.
Необходимый для получения пенсии
трудовой стаж для женщин составил 20
лет, для мужчин — 25 лет. При этом была
принята методология расчета пенсии с
учетом размера заработной платы за
определенный период, а также установлен
минимальный и максимальный размеры
пенсии. Пенсионная система носила
распределительный характер и формировалась
за счет средств государственного
бюджета.
Закон
от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных
пенсиях в Российской Федерации»
регламентирует систему пенсионного
обеспечения в Российской Федерации,
работу Пенсионного фонда Российской
Федерации, определяет условия выплат
льготных пенсий, при этом он частично
сохранил, а также и расширил положения
закона от 1956 г.
В
2002 г. в пенсионной системе Российской
Федерации произошли большие изменения:
введены три составляющие пенсии. Базовая
(распределительная) часть пенсии
устанавливается в твердом размере, ее
размер зависит от возраста застрахованного
лица и группы инвалидности. Страховая
(условно накопительная) и накопительная
составляющие пенсии основаны на принципах
зависимости от уровня заработной платы,
а накопительная — и от инвестиционной
составляющей в виде дохода от инвестирования
накопительной части трудовой пенсии в
различные финансовые инструменты.2
Пенсионный
фонд Российской Федерации — один из
наиболее значимых социальных институтов
страны. Это крупнейшая федеральная
система оказания государственных услуг
в области социального обеспечения в
России.
Пенсионный
фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года
Постановлением
Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об
организации Пенсионного фонда РСФСР»для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения,
которые было необходимо выделить в
самостоятельный внебюджетный фонд. С
созданием Пенсионного фонда в России
появился принципиально новый механизм
финансирования и выплаты пенсий и
пособий. Средства для финансирования
выплаты пенсий стали формироваться за
счет поступления обязательных страховых
взносов работодателей и граждан.3
Создание
Пенсионного фонда Российской Федерации
стало точкой отсчета в решении одной
из важнейших задач по реформированию
социальной сферы России – перехода от
государственного пенсионного обеспечения
к обязательному пенсионному страхованию.
С 1990 года ПФР является государственным
страховщиком по обязательному пенсионному
страхованию в Российской Федерации.4
Главная цель Пенсионного фонда —
аккумуляция средств, предназначенных
на выплату трудовых пенсий и управление
финансами пенсионного обеспечения.
Кроме того, согласно
законодательству ПФР обеспечивает:
-
капитализацию средств ПФР,
а также привлечение в него добровольных
взносов; -
контроль за поступлением
в ПФР страховых взносов; -
организацию и ведение
персонифицированного учета застрахованных
лиц; -
межгосударственное и
международное сотрудничество Российской
Федерации по вопросам пенсий и пособий.
ПФ
является самым крупным из социальных
внебюджетных фондов. На его долю
приходится 75% средств внебюджетных
социальных фондов. Общий бюджет ПФ
составляет примерно 1/9 федерального
бюджета РФ.
Пенсионный
фонд является важным звеном финансовой
системы государства, при этом обладая
рядом особенностей:
-
фонд запланирован органами власти и
управления, и имеет строгую целевую
направленность; -
денежные средства фонда используются
для финансирования государственных
расходов, не включенных в бюджет; -
формируется в основном за счет
обязательных отчислений юридических
и физических лиц; -
страховые взносы в фонды и взаимоотношения,
возникающие при их уплате, имеют
налоговую природу, тарифы взносов
устанавливаются государством и являются
обязательными; -
на отношения, связанные с исчислением,
уплатой и взысканием взносов в фонд,
распространено большинство норм и
положений Налогового Кодекса РФ; -
денежные ресурсы фонда находятся в
государственной собственности, они не
входят в состав бюджетов, а также других
фондов и не подлежат изъятию на какие-либо
цели, прямо не предусмотренные законом; -
расходование средств из фонда
осуществляется по распоряжению
Правительства или специально
уполномоченного органа (Правление
фонда).5
Деятельность
фонда по негосударственному пенсионному
обеспечению участников фонда осуществляется
на добровольных началах и включает в
себя аккумулирование пенсионных взносов,
размещение и организацию размещения
пенсионных резервов, учет пенсионных
обязательств фонда, назначение и выплату
негосударственных пенсий участникам
фонда.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise
Деятельность
фонда в качестве страховщика по
обязательному пенсионному страхованию
включает в себя аккумулирование средств
пенсионных накоплений, организацию
инвестирования средств пенсионных
накоплений, учет средств пенсионных
накоплений застрахованных лиц, назначение
и выплату накопительной части трудовой
пенсии застрахованным лицам.6