Подорожание бензина в 2019 году

Механизм бензинового рынка России

Данная отрасль тесно связана с нефтепродуктовым рынком, поэтому в России цены на бензин определяются не только спросом и предложением. Жесткие меры по ценовому регулированию поясняются тем, что основным источником прибыли для российских компаний является не внутренний, а внешний рынок – на долю экспорта приходится ¾ всей добываемой в стране нефти. Потребители же могут рассчитывать на остаток в виде 25% от добываемого черного золота.

Сюда входит не только нефть для бензина, но и сырье для изготовления мазута, судового топлива и авиационного керосина, а также материал для нефтехимической промышленности. В итоге цена бензина устанавливается на базе соглашений между правительственными группами. Для рынка, населения и потребителей из различных отраслей выгодно, чтобы бензин был дешевым, однако государственная казна нуждается в регулярном пополнении. А главным источником денег для бюджета являются налоги, в том числе – акциз на бензин.

Еще в 2017 году анонсировали резкое повышение топливных сборов. В 2017 году правительство рассчитывало получить благодаря этой мере 115 миллиардов рублей, в 2018 году – 150 миллиардов, а в 2019 году – 180 миллиардов. Если пересчитывать это на 1 литр бензина, то ежегодно расходы нефтекомпаний поднимаются примерно на 2 рубля, а если добавить в расчеты прочие затраты, то себестоимость топлива возрастает примерно на 10% в год – что, очевидно, в два раза превышает прогнозируемый уровень инфляции в стране.

Представители Федеральной антимонопольной службы признают, что ключевая причина роста бензиновых цен – увеличение налоговой нагрузки. По словам Игоря Атемьева, руководившего на тот момент ФАС, если бы акцизы не росли, то бензин вполне мог бы падать в цене. Однако страна нуждается в средствах для ремонта дорог и прокладки новых магистралей, а именно это, согласно бюджетным пояснениям, и является основной целью взимания акциза на топливо.

Механизм бензинового рынка России

В конце 2017 года правительство заявило, что в 2018 году ожидается двухэтапное повышение цен на бензин. Первый этап был реализован в начале января, когда сбор с 1 тонны топлива вырос практически на 11%, а цена бензина повысились на 70 копеек. Следующий этап был реализован в июле. В 2019 и 2020 годах правительство планирует провести очередное повышение акцизов, причем каждый раз это приведет к росту бензиновых цен на 50 копеек за каждый литр.

Рост цен на бензин в 2019 году
Правительство считает рост цен жизненно необходимым для наполнения казны

Впрочем, как показывает практика, реальная цена на бензин увеличивается отнюдь не на копейки. Все потому, что финальная стоимость топлива зависит не только от налогов, но и нефтецен, курса доллара и размера инфляции. Рост цен на бензин за последние 2-3 года заметно опережает рост акцизных сборов. Только за 2017 год литр подорожал практически на 3 рубля.

Московская топливная ассоциация сообщила, что дизтопливо стало стоить 40 рублей 50 копеек, 92-й бензин – 38 рублей 70 копеек, 95-й – 41 рубль 96 копеек. Максимальное удорожание горючего было зафиксировано в столице, где за одну неделю заправочные станции подняли цены на 95-й бензин до 47 рублей. При этом ранее в Минэнерго заявляли, что розничные цены будут расти не быстрее, чем инфляция, то есть на 3-3,5% в 2018 году и на 4% в 2019 году. Однако реально ситуация с января по июнь характеризовалась ростом на 7-8% при инфляции в 1,6%.

Несмотря на все принятые меры, большинство экспертов утверждают: в 2019 году топливо преодолеет ценовую отметку 50 рублей за литр. А если правительство не поймет, как регулировать нефтеотрасль, то цена будет расти в режиме турбулентности. Кроме того, не так давно Минфин предложил к рассмотрению проект закона, который увеличит акцизы в 2019 и 2020 годах до 12,3 и 12,75 тысяч рублей за тонну бензина, а также до 8,5 и 8,8 тысяч рублей за тонну дизтоплива. Из-за этого цена топлива тут же подпрыгнет на 1,9-2 рубля за литр.

Что касается регулирования налоговой политики, то эксперты полагают, что пополнение казны может быть реализовано за счет повышения налога на добычу ископаемых. Это позволит правительству получать средства не только с экспортной нефти, но и со всех добытых нефтересурсов. Эту меру уже оценили в денежном эквиваленте – цена на топливо может возрасти в 1,5 раза.

Экономисты говорят, что к подорожанию бензина приведет не только повышение цены акциза, но и рост на 2% НДС — до 20%. По мнению Антона Силуанова, резкого скачка цен не будет.

— Никакие скачки не планируются. Несмотря на рост акцизов, начиная с 1 января следующего года, у нас предусмотрен механизм отрицательного акциза, который будет передаваться в нефтеперерабатывающие компании, в результате которого будет скомпенсировано это увеличение нагрузки, — сообщил министр.

Ранее Александром Новаком было сказано, что подорожание бензина и ДТ будет примерно на уровень инфляции, и правительством создан инструментарий, позволяющий нивелировать рост цены акциза и иные факторы, которые влияют на цену топлива.

Правительство РФ примет меры, чтобы цены резко не выросли, потому как это приведет к сильному социальному недовольству. Сдержать цены можно компенсирующими выплатами для НПЗ. Экономисты считают, что в 2019 году 1 л топлива будет дороже на 3-4 рубля, нежели сегодня.

Прогнозы Счетной палаты

Счетная палата прогнозирует новый скачок розничных цен на бензин в России в 2019 году. Причиной, по мнению аудиторов, может стать плановое повышение акцизов на топливо с 1 января 2019 года.

«Увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер», — говорится в заключении Счетной палаты на проект бюджета на 2019-2021 годы.

При негативном сценарии придется принимать «дополнительные компенсационные и сдерживающие меры», уверены в Счетной палаты. Напомним, в августе правительство заявило о том, что с 1 января 2019 года акцизы на дизельное топливо и бензин вырастут на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну соответственно.

Повышать акцизы на моторное топливо планировалось начать еще в этом году: по замыслу правительства они с 1 июля должны были вырасти примерно на 700 руб. — до 11,892 тысячи за тонну бензина и до 8,258 тысячи рублей на тонну дизельного топлива. Однако минувшей весной начался резкий рост цен на нефтепродукты, в ходе которого топливо на АЗС в течение пары недель ушло за 40 рублей за литр, а в некоторых регионах цены приближались к 47-50 руб. за литр.

Чтобы не допустить дальнейшего роста розничных цен, вице-премьеру по ТЭКу Дмитрию Козаку пришлось в ручном режиме договариваться с нефтяниками. Взамен обязательства держать цены в оптовом и розничном секторах, вертикально-интегрированные нефтяные компании получили вместо ожидаемого повышения акцизов, их снижение на 3 тыс. руб. на бензин и на 2 тыс. рублей — на тонну дизельного топлива. Это позволило стабилизировать ситуацию, но серьезного снижения цен на АЗС не принесло.

Как отмечает Счетная плата, снижение акцизов на бензин позволило лишь незначительно понизить розничные цены в июле-августе — на 0,2% и 0,3% соответственно. Этого было «недостаточно для компенсации опережающего роста цен, накопленного с начала года», подчеркивают в ведомстве.

О том, что рост цен на бензин в текущих условиях неизбежен, ранее предупреждали независимые продавцы, представители Российского топливного союза, ряд экспертов и сами нефтяники.

В правительстве утверждают, что не допустят роста цен в рознице: во-первых, с 1 января 2019 года начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, предусматривающий снижение таможенных пошлин при повышении НДПИ, в рамках него предусмотрен отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который, по словам Козака, должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо». Также предусмотрена возможность компенсировать НПЗ часть стоимости нефти на внутреннем рынке в виде специальной демпфирующей надбавки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector