Увеличение пенсионного возраста судей

Определение размера ППС

Согласно ФЗ «О статусе судей», размер пенсии ППС определяется исходя из величины должностного оклада и выслуги лет представителей судебной системы. При соблюдении установленных норм законодательства, представители системы могут претендовать на пожизненное пенсионное обеспечение в определенном размере.

Величина пожизненного обеспечения зависит от трудовой деятельности судейских работников в судах определенной компетенции:

  1. Конституционного суда. При условии наличия судейской выслуги не менее 15 лет, ежемесячные пенсионные выплаты составят 80% от установленного должностного оклада.
  2. Судов общей юрисдикции субъектов РФ (Федеральные судьи). При условии наличия судейской выслуги не менее 20 лет, размер ежемесячного ППС составит 72-80% от должностного оклада.
  3. Городских и районных судов общей юрисдикции. При выслуге не менее 20 лет в должности судьи, размер ежемесячногосодержания составит 67-70% от оклада.
  4. Военных судов. При судейской выслуге не менее 15 лет, размер ежемесячного ППС составит 85-100% от оклада.
  5. Гарнизонных судов. При выслуге в должности судьи не менее 20 лет, размер содержания составит 72-77% от оклада.
  6. Арбитражных судов. Для арбитров судейский стаж для назначения пенсионногосодержания составляет 20 лет, а размер ППС – 82-90% от оклада.
  7. Мировые судьи. При выслуге в должности не менее 20 лет, пенсия мирового судьисоставит 60-64% от оклада.
Размер пожизненного пенсионного обеспечения судей в РФ
Стаж % от оклада
Конституционного суда 15 80
Субъектов РФ (Федеральные судьи) 20 72-80
Городских и районных судов 20 67-70
Военных судов 15 85-100
Гарнизонных судов 20 72-77
Арбитражных судов 20 82-90
Мировые судьи 20 60-64

Оформление ППС

Для оформления пожизненного обеспечения, в Судебный Департамент предоставляются:

  • паспорт (удостоверение личное);
  • заявление на оформление пенсионного содержания. Образец заявления скачивайте ЗДЕСЬ;
  • трудовая книжка;
  • документы, подтверждающие звания и классность, квалификацию;
  • в случае уже назначенной страховой пенсии – документ о подтверждении производимых пенсионных выплат;
  • СНИЛС.

Другие виды пенсионных выплат для судей

Пожизненное обеспечение и пенсия по выслуге лет – не единственные направления пенсионного обеспечения судейства. Какая пенсия для судей России будет определена, зависит от определенных условий.

Виды дополнительных пенсионных выплат:

  1. В связи с болезнью. Для оформления данного вида пенсии, кроме установленного пакета документов, необходимо предоставить заключение медицинской комиссии, свидетельствующее о невозможности продолжения трудовой деятельности.
  2. Досрочная пенсия судей. В случае пребывания на судейских должностях в местностях Крайнего Севера, блюстителям закона предоставляется возможности выйти на отдых при наличии стажа сроком 15 лет. Для начисления данного вида пенсионного обеспечения, к пакету документов прилагается бумага, свидетельствующая о ведении судебной деятельности на территории Крайнего Севера.

Реквизиты акта

Увеличение пенсионного возраста судей

Само решение КС РФ по повышению пенсионного возраста изложено в определении Конституционного суда от 2 апреля 2019 года № 854-О.

Соответствующий запрос делала группа депутатов Государственной думы. Она просила проверить конституционности положений статей 4 и 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Ввиду значимости вопроса приводим определение Конституционного суда о пенсионной реформе целиком.

Ответ КС РФ на пенсионную реформу

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 апреля 2019 г. № 854-О

ПО ЗАПРОСУ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 4 И 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЗНАЧЕНИЯ

И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” предварительное изучение запроса группы депутатов Государственной Думы,

1. Группа депутатов Государственной Думы, обратившихся в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке статьи 125 (пункт “а” части 2) Конституции Российской Федерации, оспаривает конституционность положений статей 4 и 7 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий”.

Данными положениями в федеральные законы от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” внесены изменения, предусматривающие с 1 января 2019 года поэтапное повышение возраста (на пять лет), по достижении которого назначаются государственные пенсии отдельным категориям граждан, страховые пенсии по старости и по случаю потери кормильца.

В частности, предусмотрено повышение с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин возраста, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости на общих основаниях; увеличение на пять лет возраста для назначения социальной пенсии по старости гражданам, не имеющим права на получение страховой пенсии, а также возраста, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;

для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях, введен срок с момента приобретения ими необходимого для назначения страховой пенсии по старости стажа соответствующей деятельности, по истечении которого возможно назначение им такой пенсии.

Пенсионное обеспечение судей: судейский стаж, виды пенсий

Как утверждается в запросе, оспариваемые законоположения “сводятся к тому, что статьями 4 и 7 необоснованно введены нормы о повышении возраста, при достижении которого будут назначаться социальные и страховые пенсии, что ухудшает и умаляет конституционные права граждан на социальное обеспечение по старости”.

Заявители считают, что Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий” противоречит статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации, “поскольку издан вопреки мнению большинства граждан и не отвечает общепризнанным критериям социального государства, так как не способствует обеспечению достойной жизни и свободному развитию российских граждан”.

С точки зрения заявителей, названный Федеральный закон нарушает и статью 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, “так как умаляет и ухудшает конституционные права нетрудоспособных граждан на назначение им социальной пенсии по старости, которая будет им устанавливаться на 5 лет позже, лишая многих из них единственного источника существования, а также устанавливает на 5 лет позже право на получение страховой пенсии по старости гражданам, нанося тем самым им материальный и моральный ущерб, так как в этом возрасте пожилым гражданам довольно трудно устроиться на работу, а некоторым из них продолжать работу в связи с ухудшением здоровья”.

В связи с этим авторы запроса обращаются к Конституционному Суду Российской Федерации с требованием признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 7 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

В обоснование своей позиции заявители ссылаются также на высокую, по их мнению, вероятность наступления негативных социально-экономических и политических последствий реализации оспариваемых норм. При этом они утверждают, что внесенные оспариваемыми нормами изменения приняты без широкой общественной поддержки (посредством общенародного референдума), без проведения подтверждающих их необходимость социально-экономических и демографических исследований, без анализа влияния повышения пенсионного возраста на бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе в отсутствие убедительных аргументов в пользу того, что избранная законодателем мера позволит избежать его дефицита и обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы на продолжительное время, притом что, на взгляд заявителей, не предприняты иные действенные меры по формированию бездефицитного бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;

В силу приведенных конституционных положений Россия обязана создать пенсионную систему, отвечающую принципам равенства и справедливости, поддерживать ее эффективное функционирование. Такая система, с учетом экономических возможностей государства, должна обеспечивать приемлемые условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья, иных не зависящих от них причин не может трудиться.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, по смыслу статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт “в”), 72 (пункт “ж” части 1) и 76 (части 1 и 2), выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на пенсионное обеспечение относится к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты.

Определение пенсионного возраста как одного из условий назначения пенсии – поскольку непосредственно Конституция Российской Федерации не решает этот вопрос – также относится к прерогативе законодателя. Оставляя его решение на усмотрение законодателя, Конституция Российской Федерации тем самым не исключает возможности изменения пенсионного возраста.

Нормативные ориентиры для определения пенсионного возраста содержатся в международно-правовых актах, которые вместе с тем не препятствуют учету особенностей демографических и социально-экономических условий государства. Так, Конвенция Международной организации труда N 102 “О минимальных нормах социального обеспечения” (ратифицирована Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 349-ФЗ, включая раздел V “Обеспечение по старости”) в статье 26 предусматривает необходимость обеспечения по старости не позднее, чем после достижения гражданином 65 лет или такого старшего возраста, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране. В период с 1995 по 2017 год многие государства приняли решения о повышении пенсионного возраста до 65, а некоторые – до 67 лет.

Следовательно, по смыслу статей 7, 15 (часть 4), 39, 55 (часть 3), 71 (пункты “а” и “в”) и 72 (пункт “ж” части 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с соответствующими международно-правовыми документами, законодатель правомочен повысить пенсионный возраст, если такое повышение обусловлено социально-экономическими, демографическими, медико-биологическими и другими объективными факторами.

3. Повышение пенсионного возраста – в силу статей 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации – не должно приводить к отмене или умалению конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, находящегося под защитой конституционных принципов равенства и справедливости.

Увеличивая на пять лет возраст, дающий право на пенсионное обеспечение по старости и по случаю потери кормильца, законодатель учитывал рост продолжительности жизни по сравнению с тем историческим периодом, когда был установлен пенсионный возраст, закрепленный в нормах пенсионного законодательства, действовавших до 1 января 2019 года, и прежде всего продолжительности жизни после назначения пенсии, а также существенное изменение структуры занятости, условий труда значительной части работающего населения, развитие медицины и системы здравоохранения и ряд иных факторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector