СМЫСЛ ЖИЗНИ это что такое СМЫСЛ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

Понятие ценности

В философии есть раздел, называемый аксиологией, он полностью посвящен изучению ценностей. Начиная с ранних этапов своей жизни человечество пытается ответить на вопрос о том, что такое ценность, что более или менее ценно. За тысячелетия сложились общие представления по этому вопросу. Обыденное сознание под ценностью понимает такую характеристику явления, как ее особую значимость для отдельного человека, для общества или для всей цивилизации в целом.

Изучение проблемы ценностей прошло долгую эволюцию, и сегодня философия считает, что есть разные их виды и характеристики. Единой точки зрения на то, какова природа ценностей и могут ли они быть объективными или всегда являются субъективными, не существует. Мыслители не могут дать однозначную дефиницию этого понятия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В самом общем виде философы считают, что ценность – совокупность духовных и материальных объектов, удовлетворяющих потребности человека. При этом понятие ценностей носит социальный характер. Общество формирует комплекс важных объектов, которые способствуют развитию общества и людей в нем. Ценностная ориентация является важнейшим компонентом в структуре личности. Через них человек выходит на определение смысла и ценности человеческой жизни в целом.

Проблемы ценностей в современном мире

  1. Общечеловеческие
    ценности, которые регулируют социальную
    ответственность бизнеса: создание
    рабочих мест, производство тех или иных
    благ, забота о служащих и т. д. Что
    касается этики ведения бизнеса по
    отношению к покупателям продукции, то
    она подразумевает высокое качество
    товара, честность в рекламе, обоснованные
    цены. Этика по отношению к персоналу
    компании — это белая зарплата, полный
    соцпакет, охрана здоровья и т. д. Этичное
    отношение к партнерам, акционерам и
    инвесторам — это соблюдение условий
    договора, своевременная выплата
    оговоренных сумм, доступ к открытой
    информации.

  2. Макроуровень
    или этика бизнеса и деловых отношений
    в масштабах той или иной отрасли
    экономики. Это отсутствие дискриминации
    на рынке труда, соблюдение рыночной
    конкуренции, уважительное отношение
    к частной собственности.

  3. Мировой
    уровень. Это соблюдение этики в отношениях
    с поставщиками, клиентами, персоналом,
    акционерами и т. д.

Этика
бизнеса имеет отношение не только к
компании, которая занимает определенную
нишу на рынке, но и к каждому деловому
человеку. Этичное поведение не позволит
работнику делать карьеру за счет коллег,
вводить в заблуждение руководство,
некачественно выполнять свои обязанности.
Деловая этика предписывает доброжелательное
и корректное отношение к сослуживцам,
умеренную общительность, соблюдение
субординации, пунктуальность,
ответственность и т. д.

Сбалансированное
соотношение этики и бизнеса помогают
поддерживать советы отечественных и
зарубежных специалистов, адресованные
менеджерам среднего и высшего звена.

  1. Выработайте
    полезную привычку: все вещи, с которыми
    вам придется столкнуться в течение
    дня, стоит рассматривать не только с
    позиции пользы для дела, но и с точки
    зрения соблюдения нравственных норм.
    Профессиональная этика в сфере бизнеса
    важна не менее, чем выгода.

  2. Выполняйте
    в установленные сроки все взятые на
    себя обязательства. Если не укладываетесь
    — предупредите об этом заинтересованных
    лиц и назначьте новые сроки.

  3. Не оставляйте
    собственные промахи и неудачи без
    тщательного анализа.

  4. В
    разговоре с людьми старайтесь понять
    то, что осталось невысказанным.

  5. Профессиональная
    этика в сфере бизнеса основывается на
    правиле трех «не»: не теряйтесь,
    не разбрасывайтесь, не раздражайтесь.

Таким
образом, понятие этики в бизнесе
необходимо для регулирования отношений
между организацией и работниками,
партнерами, акционерами и т. д. Формальный
деловой этикет создает «цивилизованную»
обстановку в офисе, которая способствует
продуктивной работе. Доверие и взаимное
уважение членов одной организации друг
к другу основано прежде всего на
социальной ответственности, а также
прозрачности правил и грамотном
менеджменте.

СМЫСЛ ЖИЗНИ это что такое СМЫСЛ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

Наука
в лице своих представителей всегда
стремится к вершинам человеческого
знания. Все дороги, которые ведут к этим
вершинам, составляют идеалы науки. Идеалы
науки —
это ее теоретические и экспериментальные
методы, позволяющие достигнуть максимально
обоснованного и доказательного знания.

В
одних случаях наука дает описание
явлений, в других она объясняет их
природу посредством использования
достижений аксиоматического,
гипотетико-дедуктивного,
конструктивистско-генетического
методов. Если для объяснения фактов
используются законы, то мы имеем дело
с номонологическим объяснением.

Если
же для объяснения фактов используется
теория, то мы имеем дело с теоретическим
объяснением. Ясно, что различение
номонологического и теоретического
объяснений имеет смысл лишь в том случае,
когда законы не входят в состав теории.
В противном случае всякое номонологическое
объяснение одновременно является и
теоретическим объяснением.

Если
теоретическое объяснение отвечает на
вопрос «Как происходят явления?»,
то оно является феноменологическим.
Если же теоретическое объяснение
отвечает на вопрос «Почему явления
происходят таким-то образом?», то оно
называется динамическим. Термодинамика,
например, относится к числу феноменологических
теорий, ее уравнения описывают связь
параметров макросистем, находящихся в
терморавновесном состоянии.

При этом
не объясняется, почему именно имеют
место термодинамические законы. Чтобы
объяснить истоки термодинамических
законов, придется обратиться к их
микромеханизмам, в таком случае
используются уже динамические теории.
По отношению к теориям макроявлений
теории микроявлений всегда имеют
динамический характер.

Квантовая теория
поля — это динамическая теория по
отношению к ньютоновской механике.
Соответственно макроэкономические
теории и, например, теория фирмы
соотносятся друг с другом как
феноменологическая и динамическая
теории. Один из идеалов науки состоит
в том, чтобы там, где это только возможно,
достигать уровня динамической теории.
Динамическая теория в контексте научного
знания отвечает и на вопрос «Почему?»,
и на вопрос «Как?»

Сила
науки, ее эффективность определяются
достижением высот знания. Но богатство
человеческой жизни не исчерпывается
институтом знания. Бескорыстное служение
идеалам научной истины деформируется,
причем весьма существенным образом,
под влиянием вненаучных и ненаучных
факторов. Ученый, максимально
информированный в области своих
изысканий, за их пределами часто является
некомпетентным человеком.

Раскрытие
физиками тайн атомного ядра позволило
создать сначала атомную, а затем
водородную бомбу — чудовищные средства
уничтожения жизни на Земле. Создавать
или не создавать атомную бомбу — это
уже вопрос не физической теории, а скорее
психологии, социологии, других гуманитарных
наук. Между тем он решался не учеными,
а политиками, которые сумели привлечь
к исполнению своих замыслов ряд выдающихся
физиков и техников.

СМЫСЛ ЖИЗНИ это что такое СМЫСЛ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

Рано
или поздно необходимо разрешить проблему
правильного использования достижений
науки. В таком случае мгновенно возникает
вопрос об этике ученого, его нравственности.
Увы, но достижение истины не всегда
ведет к добру. Прав французский философ
М.Монтень, отмечавший: «Тому, кто не
постиг науки добра, всякая наука приносит
лишь вред».

Любой,
кто серьезно относится к науке, —
либо сам занимаясь научными изысканиями,
либо используя достижения науки, —
попадает в ситуации своеобразного
выбора, который приходится делать.
Занятия наукой вырабатывают определенное
ценностное отношение к миру. Подлинный
ученый, как правило, высоко ценит
логическую дисциплину ума, способность
обосновывать делаемые выводы, стремление
к истине, достоинства теории и эксперимента.

В силу постоянного роста научного знания
ученый как бы исподволь подпитывается
стимулами, ставящими его в критическое
отношение к догмам, ко всякого рода
авторитетам. Вместе с тем никакая наука
не спасает от догматизма и от неоправданного
преклонения перед авторитетами, если
ученый не обладает необходимыми
свойствами характера, порядочностью,
честностью, мужеством.

Применение
научных знаний не является нейтральным
ни в политическом, ни в социальном, ни
в экономическом, ни в экологическом, ни
в моральном отношениях. Ответственность
за применение достижений науки в первую
очередь несут сами творцы науки; ученые.
Никто не в состоянии лучше самих ученых
оценить положительные и слабые стороны
применения результатов научных
исследований.

Прогресс науки — не
самоцель для человечества, он призван
способствовать всемерному развитию
человека, в том числе улучшению
материальных условий его жизни. Наука
не отменяет первостепенную значимость
таких ценностей человеческой жизни,
как свобода, справедливость, счастье.
Она должна помогать развитию человека
и как творческой личности.

Философия
кандидатский минимум

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Развитие
техногенной цивилизации подошло
к критическим рубежам, которые обозначили
границы этого типа цивилизационного
роста. Это обнаружилось во второй
поло­вине XX в. в связи с возникновением
глобальных кризисов и глобальных
проблем. Среди глобальных проблем,
порожденных техно­генной цивилизацией
и поставивших под угрозу само существование
человечества, можно выделить три главные.

СМЫСЛ ЖИЗНИ это что такое СМЫСЛ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

Проблема
выживания в
условиях непрерывно­го совершенствования
оружия массового уничтожения. В ядерный
век человечество оказалось на пороге
возможного самоуничтожения, и это
«побочный эффект» научно-техничес­кого
прогресса, открывающего все новые
возможности развития во­енной техники.

Проблема
нарастания экологического кризиса.
Два аспекта человеческого существования
— как части природы и как деятельного
существа, преобразующего природу, —
приходят в кон­фликтное столкновение.
Старая парадигма, будто природа
бесконечный резервуар ресурсов для
человеческой деятельности, оказалась
неверной.

Человек сформировался в рамках
биосферы — особой системы, возникшей
в ходе космической эволюции. Она
представляет собой не просто окружаю­щую
среду, которую можно рассматривать как
поле для преобразую­щей деятельности
человека, а выступает единым целостным
организ­мом, в который включено
человечество в качестве специфической
подсистемы.

Деятельность человека
вносит постоянные изменения в динамику
биосферы, и на современном этапе развития
техногенной цивилизации масштабы
человеческой экспансии в природу таковы,
что они начинают разрушать биосферу
как целостную экосистему. Грозящая
экологическая катастрофа требует
выработки принципи­ально новых
стратегий научно-технического и
социального развития человечества,
стратегий деятельности для коэволюции
человека и природы.

Проблема
сохранения человеческой личности,
человека как биосоциальной структуры
в условиях растущих и всесторонних
процессов отчуждения. Эту глобальную
проблему иногда обозначают как проблему
выхода из современного антропологического
кризиса. Человек, усложняя свой мир, все
чаще вызывает к жизни такие силы, которые
он уже не контролирует и которые
становятся чуждыми его природе.

Ценность человеческой жизни в философии

На пути своего становления человечество не всегда считало, что жизнь человека имеет какую-то особую значимость. И только гуманизм как социальное явление стал рассматривать человеческую жизнь как высшую ценность. Однако и после этого осталось множество противоречий. Так как нередко она может быть принесена в жертву во имя других ценностей.

Да и сами люди не всегда помнят о том, что обладают таким сокровищем. На практике ценность человеческой жизни расшифровывается в нескольких базовых принципах. Во-первых, если считать, что это самая значимая и важная вещь в мире, то тогда нужно признавать право любого человека на ее сохранение. И здесь вновь возникает вопрос о злодеях и их праве продолжать жить, отняв жизнь у других людей.

Второй принцип – бережливое отношение к любым ее проявлениям. Это значит, что нужно беречь и собственную, и чужую жизнь. А люди могут вредить себе: курить, принимать вредные вещества и т. д. Еще важной является необходимость оказывать содействие жизни в любых ее формах и разновидностях. Тут появляется много непреодолимых трудностей, например, с мясоедением, ведь это тоже уничтожение живого.

Если считать жизнь главной ценностью, то необходимо как-то особенно достойно ее проживать, иначе она тратится впустую. Отсюда вытекает необходимость выработки осмысленной позиции и строительство своей жизни на основах осознанности и значимости. Если рассматривать существование в таком ракурсе, то оказывается, что люди, декларируя мысль о том, что это самое дорогое, что имеет человек, на самом деле не существуют в соответствии с этим постулатом.

СМЫСЛ ЖИЗНИ это что такое СМЫСЛ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

На протяжении всей истории человеческой цивилизации люди задаются вопросом о том, что является важнейшей вещью в мире. Обыденное сознание, вековая мудрость быстро отвечают на него: жизнь человека. Но философы, привыкшие во всем сомневаться, говорят о том, что нет объективных характеристик, по которым существование на земле в любом случае являлось бы ценностью.

Сегодня эти проблемы вновь бурно обсуждаются и осмысляются с попытками узаконить эвтаназию в некоторых странах. В свое время Н. Бердяев писал, что человек – есть высшая ценность и именно эта глобальная ценность позволяет обществу интегрироваться нечто цельное. Обычно вопрос о ценности жизни в философии сводится к вопросу о ее осмысленности.

Что говорят по этому поводу психологи

В отличие от философов, психологи иначе подходят к данной проблеме. Они говорят о том, что люди все разные и не может быть единого универсального измерения ценности их существования на Земле. В своей оценке люди обычно исходят не из объективных характеристик, а из субъективных. И тогда получается, что жизнь Гитлера никакой ценности не имеет, а вот таковая любимого человека – очень важна.

Психологи исходят из того, что основные ценности человеческой жизни – это база для развития личности. Они влияют на направленность личности, на его деятельность, социальную позицию, на отношение к себе, другому, обществу. Исходя из своих ценностей человек ранжирует потребности, выстраивает мотивацию.

Они обусловливают интересы, мировоззрение и установки личности. Признавая жизнь самой главной ценностью, личность выбирает цели и формулирует смысл своего существования. Без этого невозможно продуктивно жить, развиваться, взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, психологи признают высокую значимость аксиологии. Только осознавая, что жизнь есть главная ценность, человек может сформироваться как цельная и продуктивная личность.

Популярное

Рейтинг
французских вузов и стоимость обучения
в нихПравила
поступления во французский вузОбучение
филологии заграницейВыбор
страны для овладения высшим
образованиемИспанские
общежития для студентов

Смысл

СМЫСЛ ЖИЗНИ это что такое СМЫСЛ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

Так или иначе, и философы, и психологи, и обычные люди увязывают два понятия: смысл и ценность человеческой жизни. Еще с античных времен философы начали размышлять над вопросом о том, зачем живет человек. Многовековые размышления не внесли окончательной ясности в этот вопрос. Признается, что смысл есть суть всех вещей и явлений, соответственно, идея наличия смысла жизни в основном ни у кого не вызывает сомнений.

Однако есть вероятность того, что человек не способен его постичь. Его познавательный горизонт довольно узок, и в условиях информационного дефицита (а человек далеко не все знает о жизни) постичь смысл с абсолютной точностью невозможно. В целом большинство философов и обыденное сознание сошлись на том, что смысл жизни заключается в самой жизни.

Философ и психолог с удивительной судьбой Виктор Франкл говорит, что поиски и обретение смысла делают человека психически здоровее и состоятельнее. При этом он видит три пути осмысления жизни: повседневный труд, осознание ценности отношений с другими людьми и своих переживаний, связанных с другим человеком и рефлексия по поводу ситуаций, которые приносят страдания.

Основные «свойства» совести

  1. Регулятивная
    функция. Регулирует поведение людей в
    соответствии с требованиями морали.
    По своему объему и многогранности
    воздействия на личность мораль шире
    права. Свои регулятивные возможности
    она осуществляет при помощи норм-ориентиров,
    норм-требований, норм-запретов,
    норм-рамок, ограничений, а также
    норм-образцов (этикет).

  2. Ценностно-ориентирующая
    функция. Ориентирует человека в мире
    окружающих его культурных ценностей.
    Вырабатывает систему предпочтения
    одних моральных ценностей другим,
    позволяет выявить наиболее нравственные
    оценки и линии поведения.

  3. Познавательная
    (гносеологическая) функция. Предполагает
    познавание не объективных характеристик,
    а смысла явлений в результате практического
    освоения. Благодаря этой функции,
    этические знания, принципы, нормы,
    кодексы в конкретных конфликтных
    ситуациях помогают сформировать модель
    нравственною поведения.

  4. Воспитательная
    функция. Приводит в определенную
    воспитательную систему нравственные
    нормы, привычки, обычаи, нравы,
    общепризнанные образцы поведения.

  5. Оценочная
    функция. Оценивает с позиций добра и
    зла освоение человеком действительности.
    Предметом оценки являются поступки,
    отношения, намерения, мотивы, моральные
    воззрения и личностные качества.

  6. Мотивационная
    функция. Позволяет человеку оценивать
    и по возможности оправдывать свое
    поведение с помощью нравственной
    мотивации. Чистые и благородные мотивы
    – важнейший элемент нравственного
    поведения личности.

  7. Коммуникативная
    функция. Выступает как форма общения,
    передачи информации о ценностях жизни,
    нравственных контактов людей. Обеспечивает
    взаимопонимание, общение людей на базе
    выработки общих моральных ценностей,
    а отсюда – служебное взаимодействие,
    «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.

  • 1. Основные концепции происхождения морали

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Вопрос
о происхождении морали является сложной
этико-философской проблемой. В вопросе
о происхождении и развитии морали
наиболее распространенными являются
три подхода: религиозный, возводящий
мораль к божественному началу,
натуралистический, выводящий мораль
из законов природы, в частности,
биологической эволюции, и социальный,
рассматривающий мораль в качестве
одного из социокультурных механизмов,
обеспечивающих стабильность
общества.

Религиозный
подход.
Источником морали, моральных идеалов
и принципов является Абсолют. Бог
оказывается той необходимой инстанцией,
которая придает морали ее всеобщий
абсолютный характер. Божественное
происхождение морали объясняется и
тем, что люди в силу своей слабости не
могут самостоятельно обуздать свои
страсти и желания и поэтому обращаются
к Богу.

Вера в Бога помогает следовать
моральным принципам. Вместе с тем,
утверждается, что человек создан по
образу и подобию Божьему, значит и в нем
есть абсолютное начало и склонность
следовать моральным нормам. Первоначально
они были выражены в Божественных
заповедях, которые по-разному формулируются
религиозными конфессиями, но их смысл
остается общечеловеческим и неизменным:

  • Натуралистический
    подход
    .
    Источником морали является или природа
    в целом, или природа человека в
    отдельности. Однако найти критерии
    морали в природе без помощи разума
    невозможно, так как человеку в естественном
    состоянии присущи как добродетели, так
    и пороки. Разум позволяет определить
    меру того, что ведет человека к добру
    и к злу. В Новое время представления о
    природе человека расходятся. Так. Т.
    Гоббс видит в естественной природе
    человека только зло, которое следует
    обуздать общественным договором и
    законами. Ж.-Ж. Руссо, напротив, считал,
    что именно в человеческой природе
    заключается залог нравственного
    поведения.

    К чему стремится человек
    по своей природе?

    1. к удовольствиям
    – гедонизм;

    2. к счастью –
    эвдемонизм;

    3. к пользе – утилитаризм.

  • Эволюционный
    подход
    .
    Появился после создания Ч. Дарвиным
    теории эволюционного развития человека
    и природы в их органической взаимосвязи.
    В природе путем естественного отбора,
    происходит становление человека,
    обладающего биологически и нравственно
    полезными свойствами. Он передает свои
    навыки другим поколениям. Дарвин
    объяснял происхождение морали из чувств
    общительности, которые существуют уже
    у низших животных. Инстинкт общительности
    – чувство, которое доставляет удовольствие
    от пребывания в обществе себе подобных
    индивидов испытываемые сочувствие и
    симпатия к ним. Сочувствие – чувство
    товарищества и взаимного испытания
    одинаковых впечатлений. 
    Из
    проведенных исследований над животными,
    стало очевидным, что они способны
    сочувствовать не только в беде, но и в
    радости. Отсюда формируется представление
    о существовании у животных взаимопомощи
    как основы морали. Стыд – чувство,
    свидетельствующее о наших прошлых
    поступках, воспоминание о которых
    заставляет нас испытывать чувство
    неудовольствия. Совесть является
    результатом борьбы, в которой личный
    инстинкт, подчас, уступает общественному
    инстинкту. 
    Особая
    роль в рамках эволюционной концепции
    происхождения морали отводилась
    альтруизму, то есть, самоотверженному
    поведению, направленному на благополучие
    других людей. Альтруизм является одной
    из загадок эволюции. Вероятно, он играл
    важную роль в эволюции homo sapiens, возможно,
    обеспечив ему успех в конкурентной
    борьбе. Хотя альтруизм обнаружен во
    многих животных сообществах, создавалось
    впечатление, что это определенная
    эволюционная стратегия вида homo sapiens.
    Р. Триверс, американский исследователь,
    полагал, что взаимный альтруизм наших
    предков является адаптивной стратегией:
    степень альтруизма возрастает с
    увеличением степени родства. У людей
    есть врожденная способность отличать
    индивидов, генетически им близких.
    Многие человеческие качества: любовь,
    дружба, доверие, вина – все, что мы
    относим к сфере морали, изначально
    связаны с альтруизмом.

  • Социально-исторический
    подход
    .
    Источник морали – отношения между
    людьми в обществе. Мораль – продукт
    исторического развития. Она призвана
    регулировать общественные отношения
    и поведение людей в процессе их
    коллективной жизнедеятельности в
    условиях постоянного усложнения
    общественной жизни. (К. Маркс, Ф. Энгельс,
    А.А. Гусейнов, Р. Апресян и др.)

    Таким
    образом, в вопросе о происхождении и
    развитии морали наиболее распространенными
    являются три подхода: религиозный,
    возводящий мораль к божественному
    началу, натуралистический, выводящий
    мораль из законов природы, в частности,
    биологической эволюции, и социальный,
    рассматривающий мораль в качестве
    одного из социокультурных механизмов,
    обеспечивающих стабильность общества.

побудительно-разрешительно-запретительная
(до поступка);

коррекция
(во время поступка);

моральная
оценка (после поступка)

  1. «Интимный»
    характер совести. В разговоре с
    собственной совестью человек как бы
    стоит лицом к лицу с самим собой и
    поэтому имеет возможность (или вынужден)
    быть предельно откровенным. Можно
    обмануть других, но обмануть собственную
    совесть невозможно: это «свидетель,
    который всегда с тобой».

  2. Относительность
    совести как средства самооценки. В
    самооценке, производимой совестью,
    проявляется способность к моральному
    компромиссу или бескомпромиссность
    личность. Поэтому нельзя целиком
    полагаться на совесть, она может быть
    снисходительной. Ее нельзя обмануть,
    но можно «уговорить», «усыпить», найти
    себе оправдание – «так сложились
    обстоятельства». Но ведь обстоятельства
    ставят нас перед выбором. Критерием же
    выбора должна служит совесть.

  3. Совесть
    как стыд за совершенное, как форма
    раскаяния. В этом качестве совесть
    являет себя в одном из наиболее жестоких
    своих обличий: она выступает как
    угрызения совести, муки совести,
    осознание своей виновности, осмысление
    безнравственности совершенных действий.
    Мера переживаний, степень «мук совести»
    зависит, от характера поступка и уровня
    сознательности человека, от его
    способности и привычки справедливо и
    критично оценивать собственное поведение
    и поведение других. Моральным результатом
    этих переживаний является раскаяние,
    нравственный смысл которого —
    гармонизация отношений между Долгом
    и Совестью.

Цель

Осознание смысла жизни и собственных базовых ценностей помогает человеку ставить перед собой жизненные цели. Психика людей устроена таким образом, что мотивацией к деятельности могут быть только актуальные цели. Поэтому каждый человек на собственном уровне, но отвечает себе на вопрос о том, зачем он живет.

И обычно этот ответ увязывается с общечеловеческими ценностями. Если спросить обывателя, что в его жизни самое главное и зачем он живет, то, скорее всего, он ответит, что главное – семья и близкие, а он живет для их благополучия и счастья. Таким образом, цели и ценность человеческой жизни тесно взаимодействуют друг с другом.

Самой частой целью бывает создание семьи и продолжение своего рода. Эта цель диктуется биологией и социумом. Не для каждого человека эта цель является действительно актуальной, именно поэтому нередко люди разводятся, порой оставляют детей, которых, казалось бы, так сильно когда-то хотели. Иногда человек ставит перед собой цель, а при ее достижении испытывает разочарование и ему кажется, что жизнь утратила смысл.

Такое часто бывает с пожилыми людьми, которые достигали социально-одобряемых целей: образование, карьера, семья, но не прислушивались к своим истинным желаниям. Поэтому смысл нашего пребывания в этом мире именно в том, чтобы понять, что нужно и ценно именно для тебя и как достигать реально важных целей.

Духовные и материальные ценности

Самой привычно является классификация ценностей по форме культуры. И традиционно все ценности делят на материальные и духовные. Среди последних выделяются моральные и эстетические. Какие ценности человеческой жизни являются наиболее важными? Здесь мнения обычно разделяются, одни считают, что без материальных ценностей человек не способен думать о духовном.

Материалисты считают, что бытие определяет сознание. А идеалисты думают ровно наоборот и считают, что главное – это духовность, а от материальных благ человек может и отказаться во имя высоких целей. Также психологи говорят о существовании духовных материалистов, которые считают, что в жизни человека все должно быть в балансе.

Сформированный комплекс духовных ценностей свидетельствует о зрелости личности. Этот набор позволяет человеку вырваться из телесной ограниченности, обрести свободу и принять ответственность за свою жизнь, ее цели, и ее смысл. В школе многие писали сочинение «В чем ценность человеческой жизни?», но в этом возрасте человек может только начинать задумываться о векторе своего развития, а порой даже и не начинает.

Сформированное мировоззрение, по наблюдениям психологов, обычно появляется к 20-30 годам, хотя у кого-то и значительно позже. Признание духовных ценностей определяющими в жизни является предпосылкой к обретению свободы. К данному виду ценностей обычно относят нравственные и эстетические, как самые важные. Кроме того, универсальными духовными ценностями называют свободу, любовь, мир, жизнь, справедливость,

Нравственные ценности

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCEY5i-ElFVDNIDV05zqP7_Q

В человеческой жизни чрезвычайно важна мораль, именно она делает из индивидуума личность со свободным выбором и ответственным выбором. Нравственные ценности помогают человеку регулировать отношения с другими людьми и социумом. Мерой данных отношений выступают добро и зло, и человек для себя принимает решение, что он лично считает благом, а что нет.

Для каждого человека комплекс моральных заповедей может отличаться, но есть базовые постулаты, которые едины для всех людей. Они сформулированы еще в религиозных кодексах и за тысячелетия претерпели немного изменений. Однако данные ценности могут изменяться в зависимости от групповой или профессиональной принадлежности человека.

Честь и достоинство

Категории
честь и достоинство отражают моральную
ценность личности и представляют собой
общественную и индивидуальную оценку
нравственных качеств и поступков
человека. Честь и достоинство — категории
комплементарные, т.е. они взаимопредполагают
и взаимодополняют друг друга. Они
одновременно и едины, и отличаются друг
от друга.

Честь как моральный феномен
есть в первую очередь внешнее общественное
признание поступков человека, его
заслуг, проявляющееся в почитании,
авторитете, славе. Поэтому чувство
чести, внутренне присущее личности,
связано со стремлением добиться высокой
оценки со стороны окружающих, похвалы,
известности.

Достоинство
— это, прежде всего, внутренняя уверенность
в собственной ценности, чувство
самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении
всяким попыткам посягнуть на свою
индивидуальность и определенную
независимость. И только потом достоинство
человека нуждается в общественном
признании.

1.
С одной стороны, долг и совесть образуют
единый морально-психологический механизм
регуляции поведения личности, в котором
совесть выступает в качестве основания
для выполнения долга.

2.
С другой стороны, между совестью и долгом
могут возникать конфликты, порождаемые,
как правило, несовпадением целей и
интересов личности и общества. Вопрос
о правоте совести и долга зависит от
обстоятельств, от правильного или
неправильного понимания долга.  

Фиксируя
ответственность человека перед самим
собой, совесть принципиально отличается
от таких регулятивов как страх и стыд,
которые представляют более низкие
ступени нравственного развития. Страх,
по большому счету, можно вынести за
границы собственно моральной регуляции
(если он не «переплавляется» в
моральном сознании, переходя из стимула
в мотив).

Поэтому
понимание совести как «стыда перед
самим собой» не вполне точно: спектр
самооценки на уровне функционирования
совести шире, предполагая как негативный
ее аспект («угрызение совести»,
чувство вины), так и позитивный —
достоинство (удовлетворенность своими
поступками).

Честность —
избегание обмана в отношениях с другими
людьми. По сравнению с правдивостью,
понятие честности подчеркивает отсутствие
корыстных мотивов дезинформации и
вместе с тем снисходительней относится
к непредумышленному введению в
заблуждение, то есть человек может
оставаться честным, если сообщает
другому неправду, в которую верит сам.

Честность — Антоним понятия лживость

СМЫСЛ ЖИЗНИ это что такое СМЫСЛ ЖИЗНИ: определение — Философия.НЭС

С
точки зрения традиционной этики,
честность обычно считается положительным
качеством. Однако в практических делах
большинство людей допускают мелкий
обман, расценивая абсолютную честность
как наивность или даже глупость. Варианты
традиционной этики считают допустимой
ложь во спасение, то есть ложь для
предотвращения большего зла, чем
нечестность.

Например, значительные
отступления от честности допускаются
в тех случаях, когда она создает угрозу
жизни и здоровью. Кроме того, негласный
моральный кодекс ограничивает честность
в тех случаях, когда информация может
травмировать собеседника. Особенно
часто это ограничение связано
с искренностью,
то есть выражением своего отношения к
собеседнику, если таковое является
нелицеприятным.

Некоторые врачи считают
этически правильным скрывать от пациентов
грозные диагнозы. Многие люди скрывают
от близких своих неприятности, чтобы
избавить их лишнего беспокойства.
Согласно бусидо подобное
скрытие правды считается лицемерием,
при этом с точки зрения того же бусидо
неожиданное нападение без какого-либо
предупреждения считается вполне честным.

Есть
мнение, что честное поведение разграничивает
состояние мира от состояния войны, так
как наиболее эффективным приемом в
войне является искажение картины мира
противника. Нечестное поведение по
отношению к кому-либо очень часто
предшествует началу тех или иных
недружественных действий.

Справедливость —
убеждение людей в том, что в мире добрые
помыслы и дела должны быть вознаграждены,
а злые — осуждены, заслуги рано или
поздно признаны, а порок и преступление
— наказаны.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

нравственного идеала, морального
требования к миру и человеку, цели
человеческой деятельности, оценки миро,
устройства, меры поступков человека,
черт его характера моральных качеств.
Справедливость касается абсолютно всех
сфер жизни людей — политики, экономики,
права, семейных отношений и т. п.

Эстетические ценности

Если мораль связана с оценкой жизни и ее явлений с точки зрения Добра и Зла, то эстетические ценности – это рассмотрение мира через призму Прекрасного и Безобразного. Цели и ценность человеческой жизни нередко связаны с выявлением, переживанием и созданием красоты. Всем известна фраза Ф. Достоевского о том, что красота спасет мир.

И люди действительно нередко стремятся сделать мир вокруг прекраснее, гармоничнее и видят в этом свои цели и задачи. Философы выделяют следующие ценности в данной подгруппе: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. А их антиподами являются безобразное и низменное. Эстетические ценности связаны со способностью и стремлением человека переживать глубокие и ярким эмоции, умением ощущать гармонию мира, возможностью воспринимать оттенки чувств и настроений других людей и их творений.

Здоровье как ценность

Человек, ответственно относящийся к себе, понимающий, что жизнь – это важная ценность, и он обязан ее сберегать, задумывается о своем здоровье. Но не только сами люди, но и общество заинтересовано в том, чтобы люди не болели. В аксиологии принято выделять три вида здоровья: нравственное, физическое и психическое.

Сбережение каждого из них является частью осмысленного существования личности. Здоровье как главная ценность человеческой жизни изучается специальным разделом философии – биоэтикой. В его рамках здоровье осмысляется как абсолютная жизненная ценность. Целью человека является сохранение здоровья, так как он является условием достижения всех прочих ценностей. Не напрасно в русском языке есть фраза: «было бы здоровье – остальное купим».

Любовь как ценность

смысл и ценность человеческой жизниhttps://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

В философии любовь понимается как специфическое нравственно-эстетическое чувство, которое выражается в бескорыстном стремлении к избранному объекту, в готовности к самоотдаче, в ответственности по отношению к этому объекту. Это многогранное и разнообразное чувство, его можно испытывать к Родине, людям, животным, к каким-то видам деятельности, к природе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector