Содержание
В связи с чем устанавливаются льготы машинистам
Машинистом может стать не каждый – часто случается так, что физически здоровые кандидаты на должность не проходят психологическое тестирование и лишаются возможности трудоустройства, поскольку крепкие нервы имеют большое значение. В настоящее время устроиться машинистом может только мужчина, но депутаты, возможно, допустят к работе и женщин.
Ответственность за 9 000 пассажиров метро, перевозимых машинистом изо дня в день, приводит к чрезмерному нервному напряжению во время работы. Управление железнодорожным транспортом требует доскональной внимательности, а потому работник должен всегда находиться в хорошей физической форме – именно поэтому смена начинается с медицинской проверки сотрудника, как того требует закон.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB
Работа машиниста связана с многочасовым пребыванием в условиях нестабильного освещения (постоянно приходится ориентироваться в световой разметке, наблюдаются вспышки осветительных приборов) и высокого шума. При управлении транспортом машинист находится в напряжении, а ситуация ухудшается еще и нахождением под землей – здесь создан искусственный микроклимат. У многих работников развивается клаустрофобия из-за пребывания в тесной кабинет и поездки по тоннелям.
Несмотря на то, что продолжительность трудовой смены машиниста не должна превышать 6 часов, фактически сегодня сотруднику приходится отрабатывать 8 и более часов ежедневно. Более того, метрополитен открыт всегда, а это значит, что выходить на работу придется в выходные и праздники.
Льготы машинистам РЖД и метрополитена
В связи с тем, что работа машиниста относится к Списку вредных профессий, государство предусматривает ряд льгот для представителей данной сферы занятости:
- Наиболее значимой льготой является возможность раннего выхода на пенсию. В общем случае граждане вправе начать получать пенсионное пособие при исполнении пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Машинисты имеют право выйти на заслуженный отдых раньше – в 55 лет. Однако, мало кто трудится так долго – чье-то здоровье ухудшается настолько, что приходится менять место занятости. Условия выхода на льготную пенсию следующие:
- общий трудовой стаж должен составить 25 лет;
- как минимум 12,5 лет должно быть отработано по профессии машиниста;
- к моменту оформления пенсии машинисту должно исполниться 55 лет.
- Машинисты вправе рассчитывать на более длительный, чем в общем случае, отпуск. Дополнительные дни отдыха также оплачиваются за счет работодателя. Ежегодный отпуск, с учетом дополнительного, составит для машиниста 42 дня (30 календарных дней 12 дней).
- Машинисты могут совершать поездки междугородними и международными видами транспорта муниципального ведомства бесплатно (1 раз в год). Как правило, данная возможность используется при поездке на отдых в период отпуска.
Перейдите по ссылке, чтобы посмотреть ⇒ Образец заявления о выходе на досрочную пенсию.
В данный момент наиболее высокие зарплаты машинистов наблюдаются в городах федерального значения. Машинистов принято классифицировать по 3 категориям (для получения каждой из них придется пройти квалификацию и сдать экзамен):
- 1 класс – присваивается после отработки машинистом 2 класса 4 лет по профессии (только машинист 1 класса может осуществлять перевозку пассажиров в составах дальнего следования);
- 2 класс – присваивается работникам, трудившимся машинистами в течение 2 лет, будучи сотрудником 3 класса (машинистам 2 класса можно управлять пригородными и пассажирскими составами);
- 3 класс– данный класс будет присвоен машинистам, отработавшим 2 года на должности помощника машиниста (возможности машиниста 3 класса не велики – управление электропоездом метрополитена, маневровым локомотивом, междугородним электропоездом).
С присвоением нового класса увеличивается и зарплата, поскольку оклад машиниста рассчитывается на основании квалификации и опыта сотрудника. Оклады ежегодно индексируются, хотя в последние годы экономический кризис все чаще заставляет отказываться от проведения индексации.
Квалификация машиниста, средние показатели | Размер зарплаты (руб.) |
Средний показатель | 46 000 |
Минимальная ставка | 20 000 |
Максимальная ставка | 90 000 |
Управляющий электропоездом междугороднего следования | 20-65 тыс. |
Помощник машиниста | до 60 тыс. |
Приложениек разъяснению Министерства труда и занятости населения Российской Федерацииот 11 июня 1992 года N 5в
N | Наименование профессий и должностей работников, предусмотренных в Списке на льготную пенсию | Наименование профессий и должностей работников по ранее действовавшим тарифно-квалификационным справочникам |
1 | Дежурные по железнодорожным станциям внеклассным и первого класса, занятые приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением | Дежурные станционных постов и постов централизации (маршрут но-релейной, релейной, электрической) на станциях внеклассных и первого класса, занятые приемом, отправлением и пропуском поездов на участках магистральных железных дорог с особо интенсивным движением |
2 | Дежурные по сортировочным горкам, занятые на станциях внеклассных и первого класса | Дежурные по горкам на станциях внеклассных и первого класса |
3 | Кондукторы грузовых поездов | Тормозчики («фейкези») |
Кондукторы, занятые на грузовых поездах | ||
4 | Кочегары паровозов | Кочегары-заправщики |
Кочегары паровых (паропутевых) кранов на железнодорожном ходу | ||
5 | Машинисты и помощники машинистов тепловозов, электровозов, дизельпоездов, электропоездов (секций), мотовозов | Водители тепловозов, электровозов, дизельпоездов, мотор-вагонов (электро) секций, мотовозов |
Машинисты локомотивов и их | ||
Дизелисты на тепловозах | ||
Электрики на тепловозах | ||
6 | Машинисты кранов (крановщики), занятые на паровых кранах на железнодорожном ходу | Машинисты паровых (паропутевых) кранов на железнодорожном ходу |
7 | Машинисты-инструкторы локомотивных бригад | Машинисты-наставники локомотивных бригад: паровозных, тепловозных, электровозных, дизель-поездов, моторвагонных (электро секций |
8 | Монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог и интенсивным движением поездов | Обходчики по осмотру обвальных участков, обходчики по осмотру рельсов и скреплений, путевые обходчики пути и искусственных сооружений, занимавшиеся обходами пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов магистральных железных дорог, на которых путевые обходы были упразднены |
Путевые рабочие магистральных железных дорог, занятые на текщем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках с интенсивным движением поездов | ||
9 | Операторы сортировочных горок, занятые на станциях внеклассных и первого класса | Операторы механизированных горок на станциях внеклассных и первого класса |
10 | Осмотрщики вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог | Осмотрщики вагонов всех наименований профессий (осмотрщики пролазчики, осмотрщики-автоматчики, осмотрщики по сохранности вагонного и контейнерного парка), занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно-технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог |
Осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического и коммерческого обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог | Осмотрщики-ремонтники вагонов занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического (контрольно- технического и коммерческого) обслуживания (осмотра) вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог | |
Слесари по ремонту подвижного состава, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, | Слесари по ремонту подвижного состава всех наименований профессий (слесари по буксовому узлу, слесари по ремонту ходовых частей, слесари по ремонту автотормозов и автосцепки, слесари-автоматчики, смазчики), занятые на пунктах подготовки вагонов к перевозкам, пунктах технического | |
11 | Диспетчеры поездные | Участковые, узловые и кустовые диспетчеры отделений дорог |
Диспетчеры селекторной связи (селекторные диспетчеры, диспетчеры-селектористы) | ||
12 | Регулировщики скорости движения вагонов | Башмачники |
Башмачники-тормозильщики | ||
13 | Ремонтники искусственных сооружений магистральных железных дорог на участках с интенсивным движением поездов | Бетонщики, землекопы, каменщики, мостовщики, плотники, слесари мостовые, тоннельные рабочие, штукатуры, занятые |
14 | Составители поездов | Помощники составителей, сцепщики |
15 | Электромеханики, занятые обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог | Мастера контактной сети, занятые обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог |
16 | Электомонтеры контактной сети, занятые на магистральных железных дорогах | Бригадиры контактной сети, занятые на магистральных железных дорогах |
Экспертное мнение к вопросу о том, какие в России установлены льготы машинистам
По словам Александра Тихонова, председателя совета председателей ППО эксплуатационных локомотивных депо Октябрьской дирекции тяги, нововведения в законодательстве о труде во вредных условиях, а именно смена аттестации рабочих мест на проведение специальной оценки согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ, обернутся психологическими и материальными потерями для машинистов.
Ранее машинисты и их помощники имели право на досрочный выход на пенсию и на дополнительный оплачиваемый отпуск в силу того, что они числятся в Списке вредных должностей, профессий и специальностей, и к ним не предъявлялись какие-либо дополнительные условия. Теперь же досрочная пенсия стала доступной только для машинистов, класс условий труда которых отнесен к вредным.
После введения специальной оценки считается, что фактор напряженности, возникающий из-за высокой степени ответственности машиниста, учитывать не стоит, когда речь идет о льготах, а шум и вибрацию можно снизить. После проведения оценки условия труда машинистов стали относить к классу 2.0 вместо 3.1, что повлекло за собой отмену доплат и дополнительных гарантий для многих представителей профессии.
Вопрос №1: Может ли машинист заменить дополнительные дни отпуска на денежную компенсацию?
Ответ: Нет, в связи с тем, что работа машиниста вредит здоровью работника, ему непременно полагается отдыхать на протяжении 42 дней в году. Поскольку дополнительный отпуск для них предусмотрен законом, менять его на компенсацию запрещено. Если же работодатель предоставляет возможность отдыхать дополнительно, например, 15 дней, то 3 “лишних” дня можно заменить на компенсацию при согласии нанимателя.
УТВЕРЖДЕНОпостановлением Министерства труда изанятости населения Российской Федерацииот 11 июня 1992 года N 21и
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 11 июня 1992 года N 5в
О порядке применения списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «Д» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»
1. Механикам рефрижераторных поездов (секций) в специальный стаж для назначения пенсий на льготных условиях включаются периоды их работы в 1978 — 1990 годах в качестве начальников рефрижераторных поездов (секций) при обслуживании рефрижераторных поездов (секций) меньшей численностью работников, чем это было установлено отраслевыми технически обоснованными нормами обслуживания рефрижераторных поездов (секций), и наличии подтверждающих документов о доплате за совмещение должностей.
https://www.youtube.com/watch?v=QKoVLOP6EmE-
2. Рабочим, профессии которых включены в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене,пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «Д» ст.