Общая характеристика пенсионных правоотношений

Общая характеристика правоотношений в сфере пенсионного обеспечения

Теория правоотношений достаточно детально разработана юридической наукой, хотя предлагаются различные дефиниции этого понятия. В качестве его общих признаков обычно указывают: связь с нормами права; наличие индивидуализированной связи между его участниками через субъективные права и обязанности; гарантированность этой связи принудительной силой государства.

В соответствии с нормативистской конструкцией права норма -это идеальная модель правоотношения. Реализуя норму, субъекты права вступают в правоотношения, осуществляют права и обязанности, несут ответственность за нарушения. Таким образом, правоотношение понимается как общественное отношение между людьми и их организациями, урегулированное правовой нормой и состоящее во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей его участников.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Указанная конструкция правоотношения охватывает разнообразные жизненные ситуации. В частности, в пенсионном правоотношении одна сторона (гражданин) имеет право при достижении пенсионного возраста и наличии установленного законом общего страхового стажа получить трудовую пенсию по старости, а другая сторона (уполномоченный государством орган или учреждение) обязана ее назначить и выплачивать. Таким образом, это двустороннее относительное правоотношение. Можно привести много аналогичных примеров из разных областей общественной жизни.

Однако далеко не все правоотношения сводятся к двусторонней связи их участников с корреспондирующими правами и обязанностями. В частности, взаимоотношения в области прав человека, граждан с органами власти и управления, процессуальные отношения и многие другие не укладываются в данную модель. Чтобы распространить на них концепцию правоотношения, была предпринята попытка разделить все существующие в жизни правоотношения на регулятивные и охранительные. Вместе с тем такая позиция не бесспорна с научной точки зрения, поскольку любое правоотношение выполняет и регулятивную и охранительную функции.

Как справедливо указывает Р.З.Лившиц, «практика правового регулирования выявила две крупные области, где реализация норм идет не через правоотношения. Во-первых, это область прав человека. Правовое регулирование в этой сфере по мере продвижения к правовому государству будет развиваться и углубляться.

С.С.Алексеев рассматривает правоотношения в качестве средства правового регулирования. «Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями» .

В механизме правового регулирования он выделяет три основных звена: 1) юридические нормы — основа правового регулирования; 2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов — носителей прав и обязанностей; 3) акты реализации прав и обязанностей.3

Концепции правоотношений в той или иной степени касаются и специалисты отраслевых юридических наук. Этой проблеме в науке права социального обеспечения посвятила специальную монографию Р.И.Иванова. Используя системно-структурный метод научного познания, она произвела анализ социально-обеспечительных правоотношений и выделила две подсистемы — материальных и процедурных правоотношений.

В материальных правоотношениях удовлетворяются социально-экономические потребности престарелых и нетрудоспособных лиц, всех граждан в охране здоровья, в содержании и воспитании подрастающего поколения, в охране материнства и детства и т.д. Эти правоотношения выступают формой выражения и закрепления отношений распределения части валового внутреннего продукта. Процедурные правоотношения являются производными от материальных. Они содействуют реализации прав граждан или восстанавливают нарушенное право.

Материальные правоотношения и процедурные правоотношения по назначению конкретных видов социального обеспечения, а также по установлению юридических фактов относятся к регулятивным. Процедурные правоотношения по разрешению споров в социальном обеспечении являются охранительными.

И.В.Гущин определяет правоотношения по социальному обеспечению граждан как «общественные волевые отношения алиментарного характера, в которых участники выступают носителями прав и юридических обязанностей». Они индивидуализируют общие предписания права и вносят определенность в круг субъектов.

Среди правоотношений по социальному обеспечению М.В.Лушникова выделяет социально-страховые правоотношения и правоотношения по социальной помощи. По ее мнению, «социально-страховые правоотношения — это сложные трехсторонние отношения: застрахованных работников, страховых организаций и страхователей (работодателей), включающие социально-алиментарные и социально-обязательственные правовые связи сторон по предоставлению социально-страховых выплат и услуг, а также осуществления страховых взносов на условиях, предусмотренных законом или договором».8

Правоотношение по социальной помощи М.В.Лушникова рассматривает как социально-алиментарное правоотношение, по которому одна сторона — физическое лицо вправе требовать от другой стороны — государственных (муниципальных) и частных социальных учреждений, предоставления социальной помощи в объеме и порядке, предусмотренном законом или договором.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Современная система государственных органов, предоставляющих пенсионное обеспечение, является довольно многочисленной, что сложилось исторически.

В истории становления и развития государственной системы управления пенсионным обеспечением можно выделить три главных этапа: досоветский, советский и постсоветский. Внутри каждого из них возможна своя периодизация. В настоящем исследовании наибольшее внимание уделено анализу советского и постсоветского этапов.

До революции 1917г. никакого единого органа, в ведении которого находилось бы пенсионное обеспечение, не существовало.

Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих с XVII века осуществлялось за счет казны в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах. Согласно Уставу о пенсиях и единовременных пособиях 1827г. царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых могла достигать 12тыс. руб. в год.

Бывшим служащим из нижних чинов по Правилам о мерах призрения нижних чинов и их семейств 1883г. выплачивалась пенсия в размере Зруб, в месяц в случае увольнения в связи с неспособностью к службе из-за полной инвалидности при отсутствии средств существования.

Советская государственная система социального обеспечения строилась с учетом характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности. В процессе ее становления и развития прослеживается несколько периодов. С Октября 1917г. по 1921г. происходило формирование государственных органов управления пенсионным обеспечением.

С 1917г. функции по назначению и выплате государственных пенсий выполняли различные органы исполнительной власти. По постановлению Совета Народных Комиссаров (СНК) от 06.03.1918г. Комиссариату призрения было поручено принять в свое ведение учет и урегулирование всех вопросов о пенсиях и пособиях, для чего создать Народный совет социального обеспечения, а Комиссариату финансов -объединить все пенсионные капиталы и создать для этого Учетно-ссудный комитет социального обеспечения.

Ввиду того, что название Народного комиссариата государственного призрения не соответствовало социалистическому пониманию задач социального обеспечения и являлась пережитком старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни и благотворительности, Народный комиссариат государственного призрения был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения (Декрет СНК от 26.04.1918г.).

Существование Народного комиссариата социального обеспечения закреплялось также в ст.43 Конституции РСФСР 1918г.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В Положении о социальном обеспечении трудящихся от 31.10.1918г. центральным органом социального обеспечения назван отдел социального обеспечения и охраны труда Народного комиссариата труда. Согласно ст.4 Положения социальное обеспечение на местах осуществлялось подотделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда местных Советов народных депутатов.

Большое значение для формирования системы органов социального обеспечения имело постановление СНК от 27.03.1919г. о разделении функций Народных комиссариатов труда и социального обеспечения. В соответствии с ним в ведение Наркомтруда и его местных органов перешло: — обеспечение всех трудящихся, утративших трудоспособность с 01.01.1919г.

За органами Наркомсобеса оставались: охрана заброшенных младенцев (до 3 лет), а равно оставшихся без средств к существованию матерей и младенцев вследствие войны, контрреволюции, стихийных и социальных бедствий; — охрана и обеспечение материнства и младенчества согласно Положению о социальном обеспечении трудящихся от 31.10.1918г.

впредь до фактического проведения последнего на местах; — обеспечение детей (с 3 лет) впредь до фактического перехода его в ведение Наркомпроса; — обеспечение лиц, утративших трудоспособность на военной службе (согласно декретам от 7 августа, 10 октября 1918г., 21 января 1919г.), а равно жертв контрреволюции, пожаров, наводнений, голода, эпидемий, войны, ненормальных социальных отношений, капиталистического строя (беспризорности, нищенства, проституции, физической и моральной дефективности).36

Классификация пенсионных правоотношений (по видам)

Среди социально-обеспечительных правоотношений пенсионные правоотношения относятся к числу наиболее исследованных. Важные теоретические выводы об их сущности содержатся в трудах Н.Г.Александрова, В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, В.А.Ачаркана, Т.В.Красильниковой, А.Е.Пашерстника, М.С.Сахипова, В.А.Тарасовой.

Как уже отмечалось, в пенсионном правоотношении находит выражение общественная связь граждан, имеющих право на пенсию, с государством в лице его органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. Субъективному праву гражданина на конкретный вид пенсии корреспондирует обязанность государственного органа (либо иного, уполномоченного государством органа).

М.Л.Захаров и Э.Г.Тучкова классифицируют пенсионные правоотношения: 1) по источникам финансирования — на страховые и нестраховые; 2) по видам назначаемых пенсий — по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной пенсии; 3) по условиям, определяющим право на пенсию, — общие, льготные, в связи с особыми условиями труда;

4) по срокам действия — срочные и длящиеся неопределенное время. Перечисленные основания классификации не являются исчерпывающими. Классифицировать пенсионные правоотношения можно и с использованием других критериев: — по типу опосредуемых общественных отношений; — по функциональному назначению; — по юридической природе.

Опираясь на достижения отечественной науки права социального обеспечения, автор предпринял попытку изложить собственный взгляд на современную систему пенсионных правоотношений. Пенсионные правоотношения представляют собой сложноорганизованную систему, состоящую из множества элементов. Они отличаются друг от друга по субъектам, юридическим фактам, содержанию, объектам и другим признакам.

Объектами материальных правоотношений являются различные виды пенсий, а объектами процедурных правоотношений — акты уполномоченных органов, без которых невозможна реализация права на пенсию. Вид назначаемой пенсии является одним из самых распространенных критериев классификации материальных правоотношений по предоставлению пенсий.

Его использовали все ученые, исследовавшие данную группу правоотношений (В.С.Андреев, И.В.Гущин, А.Д.Зайкин, М.Л.Захаров, Р.И.Иванова, В.А.Тарасова, Э.Г.Тучкова, В.Ш.Шайхатдинов и др.) С учетом этого критерия выделяют группы материальных правоотношений по поводу назначения и выплаты следующих видов пенсий: — по старости, — за выслугу лет, — по инвалидности, — по случаю потери кормильца, — социальной.

Пенсии являются основным и самым капиталоемким видом социального обеспечения. Число пенсионеров в настоящее время достигает 38млн. человек. От других выплат по социальному обеспечению пенсии отличаются по трем признакам: 1) они назначаются в старости и при нетрудоспособности, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на содержание, имеющий алиментарное назначение;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В качестве главных характеристик пенсий И.В.Гущин выделял: ежемесячную периодичность выплаты; алиментарную природу; финансирование за счет средств государства или колхозов; социально-значимые события, порождающие право на получение, — старость, выслуга лет, инвалидность, потеря кормильца; обусловленность определенной продолжительностью трудового стажа; соизмеримость с суммой прошлого заработка.33

Обобщив точки зрения ученых, высказанные в литературе, А.Д.Зайкин сформулировал следующее понятие пенсии. «Пенсия — это регулярная (периодическая) денежная выплата социально-алиментарного назначения, производимая лицам престарелого возраста, инвалидам и иным категориям граждан и их семьям в случаях, предусмотренных законом, из общественных фондов потребления в связи с их (или лица, на иждивении которого они находились) прошлой трудовой (или иной общественно полезной) деятельностью, которая прекращена или заменена более легкой деятельностью по предусмотренной законом уважительной причине;

Р.И.Иванова относит к основным признакам пенсий: социально-алиментарную природу; ежемесячный характер выплаты; целевое назначение — основной источник средств существования для неработающих пенсионеров.

Как родовой объект пенсионных правоотношений пенсия — «это ежемесячная денежная социально-алиментарная выплата, назначаемая лицам пенсионного возраста, инвалидам, лицам, имеющим выслугу лет или особые заслуги перед государством, лицам, потерявшим кормильца, в связи с прошлой общественно полезной деятельностью, в размере, как правило, соизмеримом с оплатой по труду, и являющаяся основным источником средств существования для неработающих пенсионеров».35

Права и обязанности ПФР в материальных правоотношениях

В 1921г. было утверждено Положение о Наркомате социального обеспечения (Наркомсобесе), согласно которому на него возложено высшее руководство делом социального обеспечения и социальной взаимопомощи, а равно делом организации управления учреждениями социального обеспечения.

Правосубъектность органов, осуществляющих функции пенсионного обеспечения, возникает с момента наделения их необходимой компетенцией в качестве юридических лиц и прекращается в связи с ликвидацией или передачей этой компетенции другим органам (например, от органов социальной защиты органам ПФР).

Как уже отмечалось во второй главе, правосубъектность Пенсионного фонда РФ как органа, выплачивающего трудовые и социальные пенсии, возникла с момента официального опубликования Указа Президента РФ от 27.09.2000г. №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации», т.е. с 30 сентября 2000, когда он был напечатан в «Российской газете» №189.

Этим Указом ПФР и его территориальным органам были переданы полномочия по выплате государственных пенсий впредь до принятия соответствующего федерального закона. Предписание Указа Президента РФ выполнено -данные функции закреплены за ПФР Федеральными законами от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (глава V) и от 15.12.2001г.

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно ст. 13 ФЗ от 15.12.2001г. страховщик обязан своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также некоторые другие виды пенсий, установленные законодательством РФ, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не аботавших на день смерти. А в ст.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Анализ нового пенсионного законодательства позволяет сделать вывод, что ПФР является субъектом двух групп материальных правоотношений: — по предоставлению обязательного страхового обеспечения (т.е. трудовых пенсий) в рамках обязательного пенсионного страхования; -по предоставлению некоторых видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению (участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам и др.).

Содержание материальных правоотношений по выплате и доставке пенсий заключается в правах и обязанностях их субъектов. Изменение объема прав и обязанностей ПФР происходит при повышении размеров пенсий в связи с их перерасчетом или индексацией, изменением состава семьи, помещением в стационарное учреждение социального обслуживания и в других случаях.

Права ПФР состоят в возможности требовать от работодателей, застрахованных лиц и пенсионеров своевременного представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих возникновение права на пенсию, изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты (в частности, о достижении пенсионного возраста, изменении степени инвалидности, количества иждивенцев, увеличении страхового стажа и других).

Уведомление о заключении с пенсионером трудового договора работодатель обязан направить в территориальный орган ПФР по очте, а его копию хранить в личном деле. Уведомление дает региональному отделению ПФР право прекратить выплату досрочной пенсии, назначенной безработному, а также пенсии за выслугу лет.

Сами пенсионеры должны сообщать только об обстоятельствах, влияющих на размер пенсии, сведения о которых не поступают ПФР от компетентных органов или учреждений (например, бюро медико-социальной экспертизы обязаны извещать органы ПФР об изменении степени инвалидности).

Территориальный орган ПФР (региональное отделение) вправе принять решение о приостановлении выплаты пенсии (или ее части): — при неполучении в течение шести месяцев подряд, начиная с 1 го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок; — при неявке инвалида на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы в установленный срок.

При устранении указанных обстоятельств выплата пенсии (или ее части) возобновляется в прежнем размере с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом ПФР (региональным отделением) были получены соответствующее заявление и необходимые документы. Неполученные суммы пенсии (или ее части) выплачиваются за весь период приостановления.

Если срок переосвидетельствования инвалидности был пропущен по уважительной причине и установлена новая степень инвалидности или подтверждена прежняя, то за прошлое время пенсия по инвалидности выплачивается в прежнем размере.

Обязанности ПФР в материальных правоотношениях заключаются в назначении и выплате пенсий своевременно и в полном размере.

В соответствии с законодательством территориальные органы ПФР (региональные отделения) назначают и выплачивают пенсии по старости (или ее части) — бессрочно, пенсии по инвалидности (или их части) — в течение периода инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца — в течение периода нетрудоспособности иждивенцев.

Назначенные пенсии подлежат выплате в установленном размере без каких-либо ограничений всем пенсионерам, в том числе работающим.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Территориальный орган ПФР (региональное отделение) производит удержания из трудовой пенсии только в установленных законом случаях на основании: — исполнительных документов; своих решений о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с несвоевременным извещением о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты; — решений судов о взыскании сумм трудовых пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Похожие диссертации на Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных правоотношений

Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечениюМаслов Сергей Сергеевич

Обеспечение граждан пособиями за счет средств фонда социального страхования Российской ФедерацииСвинченко, Ирина Михайловна

Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих исполнительных органов власти субъектов Федерации Калашник Наталья Ивановна

Разграничение правотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений Забрамная Елена Юрьевна

Социальная политика и социальное развитие в субъектах Российской ФедерацииГалицына Татьяна Вячеславовна

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники трудового праваПетрова Екатерина Игоревна

Особенности регулирования труда государственных служащих администрации субъекта Российской Федерации Дедкова Татьяна Анатольевна

Правовые вопросы социального партнерства в субъекте Российской Федерации Чернышова Ирина Васильевна

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых трудовым правомШведов Алексей Леонидович

Понятие и виды юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечениюМаслов Сергей Сергеевич

Обеспечение граждан пособиями за счет средств фонда социального страхования Российской ФедерацииСвинченко, Ирина Михайловна

Правовое регулирование трудовых отношений государственных служащих исполнительных органов власти субъектов Федерации Калашник Наталья Ивановна

Разграничение правотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений Забрамная Елена Юрьевна

Социальная политика и социальное развитие в субъектах Российской ФедерацииГалицына Татьяна Вячеславовна

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники трудового праваПетрова Екатерина Игоревна

Особенности регулирования труда государственных служащих администрации субъекта Российской Федерации Дедкова Татьяна Анатольевна

Правовые вопросы социального партнерства в субъекте Российской Федерации Чернышова Ирина Васильевна

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых трудовым правомШведов Алексей Леонидович

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Point24h.ru - помощь 24 часа
Adblock detector