Содержание
- 1 Новая форма отчета по взносам, ее название, сроки сдачи
- 2 Фиксированный размер страховых взносов для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам
- 3 Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при передаче полномочий по администрированию страховых взносов
- 4 Объект обложения страховыми взносами
- 5 Тарифы страховых взносов
- 6 Куда платим взносы с превышения предельной базы
Новая форма отчета по взносам, ее название, сроки сдачи
1. Традиционно повышены предельные суммы доходов (постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255), являющихся граничными для начисления взносов на ОПС и ОСС, до величин:
- 876 000 руб. по ОПС, по достижении которой меняется значение применяемого для расчета тарифа;
- 755 000 руб. по ОСС, достижение которой означает прекращение начисления взносов.
2. Взносы, ранее выплачивавшиеся в ПФР, ФОМС, ФСС (в части нетрудоспособности и материнства), стали подчиняться положениям НК РФ, пополнившегося новой главой, посвященной этим взносам. В основу данной главы лег текст утратившего свою силу закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ. К принципиальным изменениям в правилах определения облагаемой базы, размерах тарифов и сроках уплаты взносов этот процесс не привел. Однако ряд корректировок в них все же внесен.
Включение взносов в НК РФ приравняло их к налоговым платежам и автоматически передало под контроль налоговым органам. Констатация этого факта отразилась в дополнении общих положений НК РФ, содержащихся в части 1 кодекса, упоминаниями о страховых взносах.
Соответствующих корректировок в связи со сменой администратора взносов потребовали тексты большинства нормативных актов, упоминающих о страховых взносах, и, в частности, законов:
- «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…» от 01.04.1996 № 27-ФЗ;
- «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
- «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
При этом закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ, посвященный страхованию по травматизму, остался действующим и сохранил за ФСС право контроля за «несчастными» взносами. В правилах их начисления и уплаты изменений не произошло.
Форма отчетности по взносам, которая обязательна для их плательщиков, имеющих наемных работников, изменена. Теперь она представляет собой единый бланк, содержащий сведения, ранее делившиеся на несколько отчетов (РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС). Бланк этот утвержден приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ и имеет название «Расчет по страховым взносам».
Этот же приказ содержит правила заполнения единой формы. Во многом они приближены к правилам, действующим для налоговой отчетности.
Изменения произошли и в сроках подачи отчета. Его по-прежнему нужно представить 1 раз по истечении очередного квартала, но сделать это можно по 30-е (включительно) число месяца, наступающего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Период, как и раньше, определяется нарастающим итогом. К этому же сроку приурочена отчетность глав фермерских хозяйств, подаваемая только 1 раз за год, по его окончании (п. 3 ст. 432 НК РФ).
Сохранены и действующие способы подачи отчета (п. 10 ст. 431 НК РФ):
- электронный, обязательный для плательщиков со среднесписочной численностью, превышающей 25 человек;
- бумажный, возможный при численности, не превышающей 25 человек.
Подробнее об оформлении, сроках и способах сдачи нового отчета читайте в статье «Расчет по страховым взносам за 1-й квартал 2017 года».
1. В ПФР подаются:
- форма СЗВ-М (о наличии работников), предоставляемая туда ежемесячно в срок, сместившийся на 15-е число месяца, наступающего за отчетным;
- сведения о стаже и уплате дополнительных страховых взносов, подать которые нужно 1 раз за прошедший год, до 1 марта следующего года.
2. В ФСС представляется отчет 4-ФСС, сокративший свою форму до раздела, посвященного взносам на травматизм, в месяце, наступающем за очередным кварталом:
- до 20-го числа, если его подают на бумаге;
- до 25-го числа, если сдача происходит электронно.
Об оформлении обновленной 4-ФСС читайте в материале «Как производится расчет по форме 4-ФСС?».
ФСС по-прежнему будет возмещать средства, потраченные плательщиком взносов на страховые выплаты. Для получения такой выплаты в фонд потребуется предоставить (приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н):
- заявление;
- расчет по взносам на ОСС по нетрудоспособности и материнству, если средства требуется вернуть за период до 01.01.2017;
- справку-расчет определенной формы, если обращение относится к средствам, потраченным после 01.01.2017;
- копии документов, подтверждающих осуществленные расходы.
Подробнее об оформлении документов для возмещения расходов читайте в статье «Заявление на возмещение по больничному в ФСС 2016–2017».
В 2017 году взносы на обязательное медицинское страхование начисляются по основному тарифу 5,1% независимо от величины выплат, произведенных в календарном году конкретному физлицу. Аналогично, пределельная база для начисления страховых взносов «на травматизм» не установлена.
Начисление же взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится в зависимости от того, превысила ли сумма выплат физлицу максимальную сумму.
Эта максимальная величина устанавливается Постановлением Правительства на соответствующий календарный год. Так, на 2016 год годовая предельная величина базы для начисления страховых взносов была установлена Постановлением Правительства от 26.11.2015 № 1265 и составляла 796 000 рублей на обязательное пенсионное страхование и 718 000 рублей на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вид страхования | Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на каждое физическое лицо в 2017 году, руб. |
---|---|
обязательное пенсионное страхование | 876 000,00 |
обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 755 000,00 |
Напомним, что предельная величина базы страховых взносов в 2017 году, впрочем как и ранее, применяется каждым конкретным работодателем к конкретному физлицу в течение года. И даже если один и тот же работник в 2017 году уволится, а потом будет принят к тому же работодателю вновь, выплаты, начисленные такому работнику до увольнения, не теряются и будут учтены при сравнении с лимитом базы для начисления страховых взносов в 2017 году.
Величина предельной базы по взносам в 2018 году, как ожидается, составит 1 021 000 рублей для пенсионного страхования и 815 000 рублей для соцстрахования.
Большинство плательщиков страховых взносов с базы сверх предельной величины уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 10% (ст.426 НК РФ). А плательщики, имеющие право на пониженные тарифы, сверх предельной базы по взносам отчисления на обязательное пенсионное страхование не производят (ст.427 НК РФ).
Что касается взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, то такие взносы в 2017 году больше платить не нужно, если окажется превышена предельная база страховых взносов 2017.
С 1 января 2017 года все положения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов перенесены в НК РФ. При этом НК РФ дополнен новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и новой главой 34 «Страховые взносы».В НК РФ страховые взносы выведены в отдельный обязательный платеж и их понятие, также, как и определение налога и сбора, закреплено в статье 8 НК РФ.
Так, под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Но следует отметить, что положения НК РФ не будут применяться к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые также, как и сейчас будут регулироваться отдельными законами.
К налоговым органам переходят полномочия по: — контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями НК РФ;- приему от плательщиков страховых взносов расчетов по страховым взносам, начиная с представления расчета по страховым взносам за отчетный период — 1 квартал 2017 года;
— осуществлению зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по решениям ПФР и ФСС;- предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам;- взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами ПФР и ФСС.
У ПФР и ФСС сохраняются полномочия по: — приему от плательщиков страховых взносов расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года;- контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки);
— приему заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятию решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.Кроме того, у ПФР сохраняется обязанность ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а ФСС РФ остается администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и, учитывая сохранение «зачетного» механизма в системе обязательного социального страхования, за ФСС РФ сохраняются полномочия по проведению проверок правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.
Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями — плательщиков страховых взносов (
cт. 419 НК РФ
).
Плательщики страховых взносов в ПФР, ФСС и ФОМС | Тарифы | ||
---|---|---|---|
Пенсионный фонд Российской Федерации | Фонд социального страхования Российской Федерации | Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | |
Тарифы для всех плательщиков (ч.1 ст.58.2) в пределах установленной Правительством величины базы для начисления страховых взносов: | 22,0 процента | 2,9 процента | 5,1 процента |
Тарифы для плательщиков: организаций, ИП, и лиц — не ИП (ч.1 ст.58.2) (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) | 10,0 процента | 0,0 процента | 0,0 процента |
IT организации (п.4 — 6 ч.1 ст.58; ч.3 ст.58) | 8,0 процента | 2,0 процента | 4,0 процента |
Организации и ИП, выплачивающие членам экипажей судов (п.9 ч.1 ст.58; ч.3.3 ст.58) | 0,0 процента | 0,0 процента | 0,0 процента |
Организации и ИП на УСН; аптеки; НКО (п.8, 10-12, 14 ч.1 ст.58; ч.3.4 ст.58) | 20,0 процента | 0,0 процента | 0,0 процента |
Организации — участники проекта «Сколково»( ч.3.5 ст.58) | 14,0 процента | 0,0 процента | 0,0 процента |
Плательщики взносов — участники свободной экономической зоны ( ч.1 ст.58.5) | 6,0 процента | 1,5 процента | 0,1 процента |
Плательщики взносов — резидента территории опережающего социально-экономического развития (ч.1 ст.58.4) | 6,0 процента | 1,5 процента | 0,1 процента |
Фиксированный размер страховых взносов для самозанятого населения, не производящего выплаты физическим лицам
С 1 января 2017 года все плательщики страховых взносов должны будут встать на учет в налоговых органах.При этом процедура постановки на учет (снятия с учета) в налоговых органах организаций и физических лиц не претерпела значительных изменений. Так, постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем в силу специфики страховых взносов появились некоторые особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов.Например, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе арбитражного управляющего, оценщика, медиатора осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых Федеральной службой по интеллектуальной собственности.Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по его выбору.
1. уплата страховых взносов, установленных НК РФ;
2. ведение учета объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
3. представление в налоговый орган по месту учета расчетов по страховым взносам;
4. представление в налоговые органы документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
5. представление в налоговые органы в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
6. обеспечение в течение шести лет сохранности документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
7. сообщение в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями;
1. плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:- организации- индивидуальные предприниматели- физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями
2. плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Однако, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, то он обязан исчислить и уплатить страховые взносы отдельно по каждому основанию. Например, если индивидуальный предприниматель, имеет работников, то он обязан заплатить страховые взносы как за себя, так и с выплат в пользу своих работников.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование | — в случае, если доход плательщика не превышает 300000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес. — в случае, если доход плательщика превышает 300000 руб. — 1 МРОТ х 26% х 12 мес. 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300000 руб., но не более 8 МРОТ х 26% х 12 мес. |
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование | 1 МРОТ х 5,1% х 12 |
1. прохождения ими военной службы по призыву;
2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет;
3. ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
4. проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
5. проживания за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
6. за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.При этом обязательного условия о представлении документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, данная статья уже не содержит.Вместе с тем в НК РФ закреплена норма о том, что в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов самозанятыми плательщиками в установленный срок (31 декабря текущего календарного года — для фиксированного платежа и 1 апреля года, следующего за расчетным — для 1% с сумм дохода свыше 300000 рублей) налоговый орган в установленном порядке определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Тарифы для предпринимателей на 2017 — прежние (26 и 5,1%). Порядок расчета дополнительного взноса (1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб.) будет изменён.
На обязательное пенсионное страхование | На обязательное медицинское страхование | ||
Доход до 300 000 рублей в год | Доход свыше 300 000 рублей в год | ||
МРОТ х 26% х12 | МРОТ х 26% х12 1% от суммы {amp}gt;300 тыс. рублей Максимально: 8 МРОТ х 26% х 12/p{amp}gt; | МРОТ х 5,1% х12 | |
Размер МРОТ в 2016 году | 6 204 рубля* | ||
Размер страхового взноса в фиксированном размере | 19 356,48 рублей | 19 356,48 1% от суммы, превышающей 300 000 рублей, но не более 154 851,84 рублей | 3 796,85 рублей |
Срок уплаты страховых взносов | до 31.12.2016 г. | Срок уплаты 19 356,48 рубля – до 31.12.2016 г. плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей – не позднее 01.04.2017 г. | не позднее 31.12.2016 г. |
* По Информации ПФР для самозанятого населения по уплате страховых взносов в 2016 году, несмотря на повышение размера МРОТ до 7 500 руб., фиксированный платеж исчисляется исходя из размера МРОТ, установленного на начало финансового года, то есть, 6 204 рублей.
В случае превышения предельной базы в разрезе каждого сотрудника плательщик имеет право выплачивать взносы по пониженным тарифам.
Разграничение полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при передаче полномочий по администрированию страховых взносов
Следствием отнесения страховых взносов к разряду платежей, подчиняющихся правилам НК РФ, стало создание для них тех же условий, что и для налогов, в отношении:
- оформления документов на оплату;
- представления отчетности;
- процедур проведения камеральных и выездных проверок;
- истребования данных, подтверждающих информацию, внесенную в отчетность;
- принятия мер по обеспечению поступления платежей. Так, в настоящее время готовятся поправки в ст. 76 НК РФ, согласно которым непредставление расчета по взносам официально станет основанием для блокировки счетов страхователя;
- возврата излишне уплаченных сумм;
- применения наказаний за нарушения.
С 01.01.2017 платежи по взносам (по-прежнему осуществляемые раздельно в части каждого вида страхования) стали оформляться так же, как и налоговые перечисления, и приобрели КБК, отвечающие шифрам бюджетных платежей. Причем введенными в обращение оказались 2 типа КБК:
- переходные, применяемые для взносов, начисленных до 2017 года, но оплаченных уже в 2017 году;
- окончательные, действующие для взносов, начисляемых после 01.01.2017.
Подробнее об этих КБК читайте в статье «Расшифровка КБК в 2017 году — 18210102010011000110 и др.».
Сроки оплаты взносов не поменялись (п. 3 ст. 431, п. 2 ст. 432 НК РФ). Но изменились возможности осуществления оплаты за счет распространения на взносы правила, допускающего уплату за 3-е лицо (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Платежи по взносам, поступившие в бюджет, в дальнейшем перечисляются на счета каждого из фондов. Поэтому и возврат излишне уплаченных взносов будет происходить, хоть и по правилам НК РФ, но за счет средств фонда. ПФР в этой связи предоставлено право не делать возврат, если соответствующие суммы, согласно представленной отчетности, уже учтены на индивидуальных счетах застрахованных лиц (п. 6.1 ст. 78 НК РФ).
Передача взносов в ведение налоговой службы не избавила плательщиков от контроля со стороны внебюджетных фондов, хотя и привела к сокращению объема этих проверок:
- со стороны ПФР остался контроль за сведениями о стаже;
- ФСС продолжает контролировать расходы по социальному страхованию в части выплат по нетрудоспособности и материнству.
Проверки правильности начисления и уплаты взносов, назначенные после 01.01.2017, за периоды до 2017 года проведут фонды, но наказывать по итогам этих проверок будут уже налоговые органы, применяя для этого правила НК РФ, установленные ст. 119, 119.1, 120, 122, 126.
1. У ПФР (ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ):
- за неподачу сведений о стаже по застрахованному лицу (500 руб.);
- за несоблюдение электронного формата представления отчетности (1000 руб.).
2. У ФСС — в отношении «несчастных» взносов (ст. 26.29–26.31 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
О том, как разграничены функции налоговых органов и фондов, читайте в материале «Внимание — памятка для плательщиков взносов от ФНС».
Принципиальных изменений в правилах начисления взносов нет. Новшества свелись к следующему:
- ограничены суммы суточных, не подлежащих обложению взносами, величинами, применяемыми для аналогичных целей по НДФЛ: 700 руб. в день по РФ и 2 500 руб. за границей (п. 2 ст. 422 НК РФ);
- база по доходам, выданным в натуральной форме, стала определяться от рыночной стоимости выданного с включением в нее НДС (п. 7 ст. 421 НК РФ);
- возникла обязанность по уплате взносов и подаче отчетности по ним у обособленных структур плательщика, самостоятельно осуществляющих начисление и выплату доходов физлицам (п. 11 ст. 431 НК РФ), а также обязанность сообщать о возложении/утрате таких полномочий (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ);
- ИП-плательщики взносов при установлении величины дохода, определяющего окончательную формулу расчета платежей по взносам, получили возможность уменьшать этот доход на профессиональные вычеты (письмо ФНС России от 10.02.2017 № БС-4-11/2494@);
- физлица — не ИП, зарабатывающие уходом за нуждающимися в этом лицами, репетиторством, уборкой и ведением домашнего хозяйства, в период 2017–2018 годов могут воспользоваться освобождением от уплаты взносов (подп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ).
В остальных аспектах порядок начисления взносов сохранен как для лиц, производящих выплаты наемным работником (ст. 421 НК РФ), так и для лиц, таких выплат не делающих (ст. 430 НК РФ).
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса |
---|---|---|
Опасный | 4 | 8,0 процента |
Вредный | 3.4 | 7,0 процента |
3.3 | 6,0 процента | |
3.2 | 4,0 процента | |
3.1 | 2,0 процента | |
Допустимый | 2 | 0,0 процента |
Объект обложения страховыми взносами
1. в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
2. по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
3. по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
Для плательщиков физических лиц, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателя, адвокатам, нотариусам и т.п.).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода, а в случае, если величина дохода такого плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, объектом обложения страховыми взносами также признается его доход.
Тарифы страховых взносов
Тарифы взносов, установленные для применения лицами, выплачивающими доходы наемным работникам, также не изменены. По-прежнему действуют 3 их вида:
- основные, применяемые большинством плательщиков (ст. 426 НК РФ);
- пониженные, применение которых становится возможным при соответствии плательщика определенным условиям (ст. 427 НК РФ);
- дополнительные, начисляемые, когда работник трудится в особых условиях (ст. 428, 429 НК РФ).
1. На ОПС — 22%, пока доход, получаемый физлицом, не достигнет установленной для этого тарифа предельной величины. Для дохода сверх этого предела действует ставка 10%.
2. На ОСС по нетрудоспособности и материнству —2,9% (1,8% для временно пребывающих в РФ работников-иностранцев) в пределах установленного предельного дохода. Доход сверх этого предела взносами на ОСС не облагается.
3. На ОМС — 5,1% со всех облагаемых взносами выплат. Доход для целей обложения здесь не ограничивается, но ставка не применяется к доходам временно пребывающих в РФ работников-иностранцев.
На доходы работников, трудящихся в особых условиях, будут делаться дополнительные начисления в размере от 2% до 14%, зависящем от конкретных условий труда.
У ООО могут возникать условия, дающие ему право на использование пониженных тарифов. Например, ООО применяет УСН и работает в сфере химического производства, имеет годовой доход не больше 79 млн руб., причем доход от основного вида деятельности составляет 85%. Имея такие показатели, ООО будет, согласно подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, отнесено к числу лиц, имеющих право на пониженные тарифы, установленные на период 2017–2018 годов подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ:
- на ОПС — 20%;
- на ОСС по нетрудоспособности и материнству —0%;
- на ОМС — 0%.
То есть в 2017-2018 годах ООО, использующее пониженные тарифы, будет плательщиком взносов только на ОПС, и то в меньшем размере.
Пониженные тарифы страховых взносов для соответствующих категорий плательщиков установлены в статье 427 НК РФ. Подробнее…
Для основной категории плательщиков страховых взносов на период до 2018 года включительно сохранен тариф страховых взносов в размере 30% (22% — на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% — на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах взносооблагаемой базы и 5,1% на обязательное медицинское страхование). Кроме того, сверх вышеупомянутой величины базы для исчисления страховых взносов уплачиваются страховые взносы в ПФР исходя из тарифа 10%.
Тарифы в 2017-2018 годах (в %) | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) | Страховые взносы на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) | |
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ* | В отношении остальных выплат | |||
В пределах установленной предельной величины базы | 22% | 1,8% | 2,9% | 5,1%** |
Свыше установленной предельной величины базы | 10% | X | X |
________________* За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными работниками.** В целях исчисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не устанавливается, поэтому указанный тариф взимается с полной суммы выплат, подлежащих обложению страховыми взносами. При этом основной тариф страховых взносов все также заявлен в размере 34% (26% — в ОПС в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 2,9% — на ОСС в пределах установленной величины взносооблагаемой базы, 5,1% — на ОМС без установления указанной предельной величины), то есть после окончания действия вышеупомянутого тарифа 30% 10% плательщики страховых взносов перейдут на уплату страховых взносов по тарифу 34%.
Для отдельных категорий плательщиков на определенный переходный период сохранены пониженные тарифы страховых взносов.К таким плательщикам относятся: — представители малого и среднего бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие деятельность в социальной и производственной сфере, аптеки, применяющие специальные режимы налогообложения, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, благотворительные организации и социально ориентированные некоммерческие организации на УСН, которые применяют до 2018 года включительно пониженный тариф страховых взносов в размере 20%, который полностью идет на ОПС;
— организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности; плательщики, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне;
плательщики, заключившие соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящие выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, которые до 2017 года включительно применяют тариф страховых взносов в размере 14%, в 2018 году — 21% и в 2019 — 28%;
— плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые до 2028 года применяют тариф 0%;- участники проекта «Сколково», которые в течение 10 лет с момента получения ими статуса участника такого проекта применяют тариф страховых взносов в размере 14% который полностью идет на ОПС;
— плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток, которые в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса имеют право на применение пониженных тарифов в размере 7,6%.
Что касается дополнительных тарифов страховых взносов, то в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон N 400-ФЗ), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 9%.
В отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, (например, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца и других полезных ископаемых, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью в текстильной промышленности и др.
), установлен дополнительный тариф страховых взносов на ОПС в размере 6%.Однако в случае, если у плательщика-работодателя проведена специальная оценка условий труда либо существуют рабочие места, по которым имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест и условия труда на которых по результатам такой аттестации признаны вредными и (или) опасными, то взамен вышеуказанных тарифов плательщики в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) применяются дифференцированные размеры дополнительных тарифов.
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса | |
Опасный | 4 | 8% | |
Вредный | 3.4 | 7% | |
3.3 | 6% | ||
3.2 | 4% | ||
3.1 | 2% | ||
Допустимый | 2 | 0% | |
Оптимальный | 1 | 0% |
Тарифы взносов на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников составят: — в отношении выплат в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации — 14%;- в отношении выплат в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий — горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин — 6,7%.
Куда платим взносы с превышения предельной базы
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
в 2017 году — 1,9;в 2018 году — 2,0;в 2019 году — 2,1;в 2020 году — 2,2;в 2021 году — 2,3. База для начисления страховых взносов в части, касающейся авторских договоров уменьшается на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов, а в случае если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в определенных размерах (в процентах суммы начисленного дохода).
Для плательщиков-работодателей порядок исчисления и уплаты страховых взносов практически не изменился.Они также ежемесячно должны производить исчисление и уплату страховых взносов. Срок уплаты страховых взносов остался прежним: не позднее 15-го следующего календарного месяца, в котором произведены выплаты в пользу физических лиц.
Сумма страховых взносов, как и в настоящее время, будет определяться в рублях и копейках и исчисляться отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Расчетным периодом, как и сейчас, признается календарный год, а отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.Кроме того, после 1 января 2017 года сохранится зачетный принцип расходования средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи с этим после 1 января 2017 года плательщик также сможет уменьшить сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
При этом если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю ФСС в этом периоде) превысит общую сумму исчисленных страховых взносов по данному виду страхования, то с 1 января 2017 года полученная разница будет подлежать зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению ФСС в установленном порядке.
Следует отметить, что проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сохраняются за ФСС. Для проведения указанных проверок данные расчетов по страховым взносам об исчисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения будут направляться налоговым органом в ФСС.
С 1 января 2017 года уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями, имеющими обособленные подразделения, по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, за исключением организаций, имеющих обособленные подразделения за рубежом (в этом случае уплата страховых взносов и представление отчетности происходит централизовано по месту нахождения головной организации). В связи со сменой администратора страховых взносов с 2017 года поменяются коды бюджетной классификации для перечисления страховых взносов.
Не важно, превышена предельная база для начисления взносов 2017 или взносы начисляются в пределах ограничения, уплачивать их организация должна по одним и тем же реквизитам.